Большинство челябинцев хотя бы раз в жизни бывало в Театре драмы имени Наума Орлова, однако немногие знают, что за люди ежедневно дарят им трагические и комические переживания, выступая в самых различных ипостасях. Наверное, одним из наиболее харизматичных актеров драмтеатра является Александр Пьянзин, который вернулся на родину спустя 35 лет работы в театрах Белоруссии и Украины. Артист рассказал Агентству новостей «Доступ» о нюансах своей работы и посоветовал хороший клуб в Челябинске.
- Александр Григорьевич, расскажите, как Вас затянуло в актерскую деятельность?
- Я работал термистом на заводе им. Серго Орджоникидзе (ЗСО) и однажды увидел объявление о наборе в студию самодеятельного ТЮЗа при ДК ЗСО. Сначала меня туда затащил друг, а потом я сам стал ходить. Стоит отметить, что не займись я самодеятельностью – неизвестно, что бы со мной было, ведь дворы все были криминальными, и половина моих ровесников успела отсидеть в тюрьме. Позже мой педагог Игорь Перепелкин одновременно поставил спектакль «История одной любви» в драмтеатре и дворце самодеятельности, где я играл главного героя. Именно тогда он посмотрел на меня и сказал: «Вот этот парень пусть приходит к нам в училище поступать». Но я об этом позже узнал...
Собственно поступил я случайно – проходил с друзьями мимо училища, решил смеха ради попробоваться и прошел первый тур. Помню, еще подумал: «Какой нафиг из меня артист, когда такие люди поступают». Пришло приглашение на второй тур – тоже со смехом его преодолел. Что происходит, до меня дошло, только когда я добрался до третьего тура – здесь уже хорошо готовился и поступил на курс И.К. Перепелкина.
Работать в театре драмы начал, будучи студентом: были роли в пьесах «Берег», «Жестокие игры», «Гнездо глухаря», различных сказках. Здесь я проработал с 1979 по 1981 год. После этого уехал на Украину, потому что мой полуторагодовалый сын сильно болел, и врачи посоветовали сменить климат. Мы приехали в Жданов (Мариуполь), где я жил и работал в театре по приглашению до 1986 года, а после – в Могилеве (Белоруссия), где прожил 28 лет. В Челябинск я вернулся в 2014 году.
- Вы играете любые роли, или какие-то Вам особенно нравятся?
- Больше по душе играть комедийные и трагические роли. Мечтаю всю жизнь сыграть «Короля Лира», однако по возрасту пока не подхожу. Одной из любимых считаю роль в «Плахе» Чингиза Айтматова, где я играл одновременно Авдия и Иисуса (за эту роль удостоен государственной премии Белоруссии). Среди комедийных нравится «Бешеные деньги» Александра Островского, где я с удовольствием играл Ивана Телятьева.
Пожалуй, мой любимый драматург Бернард Слэйд – впервые я играл в его пьесе «Там же, тогда же…» (Same Time, Next Year) – это пьеса о двух влюбленных, которые на протяжении 24 лет встречаются в одной и той же гостинице. Около 18 лет подряд этот спектакль шел в Могилеве – мы с женой, которая была моим партнером по спектаклю, под конец даже отказались играть, потому что главному герою в начале пьесы 28 лет, и меня просто не загримировать уже. На 50-летие для меня поставили спектакль этого же автора – «Чествование».
- Сложно ли даются роли? Как к ним готовиться?
- Если роль дается актеру тяжело – это хороший знак, потому что чем больше ты мучаешься, тем лучше выходит результат. Для меня одной из наиболее сложных постановок являлась пьеса «Она в отсутствии любви и смерти» Эдварда Радзинского.
В процессе внутренней подготовки к роли ты вспоминаешь различные ситуации из жизни. Например, в пьесе «Чествование» мне с трудом давался момент, когда главный герой резко начинает плакать, – тогда я вспомнил ситуацию, когда мой маленький сын сел на гвоздь... Это различные детали, которые не относятся к сюжету, но эмоционально идентичны. Технически для подготовки к постановке нужно несколько раз перечитать пьесу и быть в теме. Лично я вникаю долго, мне нужно прочитать текст многократно, а некоторым достаточно сделать это лишь несколько раз.
- Как выстраиваются отношения режиссера и актера?
- Мой учитель Игорь Перепелкин все четыре года в училище внушал: каким бы ни был режиссер, нравится он тебе или нет, ему нужно поверить, – и всю жизнь я следую данному указанию. При этом актер может предлагать свои идеи. Например, в фильме «Третий звонок», посвященном жизни провинциальных актеров, я исполнял роль актера дяди Саши, который постоянно крутился с молодежью. Сцена была такая: он пил всю ночь, а когда поехал домой, захватил друга Савелия, чтобы тот «отмазал» его от жены, подтвердив, что они репетировали. По сюжету они приезжают, супруга Нюрка сразу дает пощечину мужу, и сцена кончается. Я предложил сделать иначе. Прихожу я с другом Савелием домой и кричу: «Нюра, Зайка, открой!», – а когда она открывает дверь, я подставляю друга, и она с размаху бьет его, а не меня. Всем очень понравилось, и решили оставить именно так.
- Есть ли у Вас кумиры и образцы для подражания в мире театра?
- По молодости моим кумиром был Народный артист Владимир Коноплянский – я ходил на все его спектакли. Не знаю, что особенного в его игре – просто смотрю и восхищаюсь. А однажды, когда я еще был студентом, он меня разыграл. Подзывает меня после репетиции и говорит: «Сашенька, Вы знаете, что Вы неправильно ходите по сцене? Я вас научу», – и начал меня гонять по сцене, я даже запутался. Потом слышу «ха-ха-ха» из зала – оборачиваюсь и понимаю, что там полно людей. Оказалось, он специально организовал этот розыгрыш – мне тогда стало обидно. Но мне потом объяснили, что Коноплянский меня, таким образом, признал и как бы официально принял в труппу.
- Расскажите о Вашей карьере в кино.
- Она началась еще в студенчестве, когда в Челябинск приезжал «Мосфильм» для съемок фильма «Мир в трех измерениях» Юлии Солнцевой (жена Довженко). Там я играл эпизод на заводе. Когда на «Мосфильме» отсматривали материал, то решили дать мне роль, а не эпизод, поскольку я неоднократно появлялся в кадре – везде выпивал с главными героями. Даже курьез вышел с титрами: получилось «Пьяный парень» – Пьянзин. Фильмов у меня около десятка – в основном, эпизоды и только две главные роли. Мне понравилось сниматься у Александра Котта в сериале «Обратная сторона луны», где я играл эпизодическую роль. Также есть главная роль в сериале «Третий звонок» и незаконченном фильме «Малая родина».
- Талант актера дается от рождения, или можно научиться?
- Некоторым актерский талант дан от Бога, но все равно этому нужно учиться, как токарному мастерству. Лично мне дано – это я точно знаю. Однако у меня нет стабильности – сегодня, репетируя сцену, я могу зацепиться за что-нибудь и отлично репетировать, а завтра ничего не будет получаться.
- Оставляет ли работа актером отпечаток на человеке?
- Говорят сразу заметно, когда человек – актер. Например, я обычно хожу через парк имени Пушкина, и однажды меня останавливает прохожий и говорит: «Вы случайно не творческой профессии человек? Случайно не актер?» Спросил, как он догадался, а мужчина отвечает: «Да всех вас видно». Видимо, отпечаток профессия оставляет...
- Как развлекаются актеры?
- Мне 61 год, а я до сих пор иногда хожу в ночные клубы. Вот накануне встретились с другом, выпили маленько и пошли в бар ROCK-BLUES на Теплотехническом институте. Мне нравится атмосфера заведения – там собираются очень колоритные люди. Кроме того, последние пять лет я летаю с друзьями из Белоруссии на рок-фестиваль «Нашествие».
Беседовал Сергей Боровинских,
фото Театра драмы имени Наума Орлова