За 11 месяцев 2023 года жители Свердловской области взяли в банке ВТБ более 3 тысяч автокредитов на сумму свыше 4 млрд рублей. Это в три раза больше, чем по итогам аналогичного периода прошлого года в количественном выражении и в 4 раза – по сумме. Такая тенденция характерна в целом для отечественного рынка, который, по оценкам экспертов ВТБ, с начала этого года уже вдвое превысил отметку прошлого года и достиг уровня в 1,4 трлн рублей. По итогам текущего года российские банки доведут продажи до 1,6 трлн рублей, что станет максимально высоким значением в истории рынка. С таким прогнозом в преддверии 14-го Инвестиционного форума ВТБ «РОССИЯ ЗОВЁТ!» выступил начальник управления «Автокредитование» ВТБ Алексей Бочарников, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
В ноябре на фоне выросшей ключевой ставки рост рынка автокредитования замедлился. По оценке ВТБ, в этот месяц физлица получили на покупку машин порядка 151 млрд рублей, что на 11% ниже результата октября. ВТБ за ноябрь выдал более 28,3 млрд рублей в сегменте автокредитования и с долей около 19,0%* четвертый месяц подряд остается лидером рынка. Несмотря на замедление роста в последний осенний месяц, с начала года сегмент демонстрирует существенный прирост – всего по итогам 11 месяцев российские банки предоставили клиентам более 1,4 трлн рублей в рамках автокредитования. Это вдвое выше итогов за весь 2022 год и на 27% - 2021 год. Средняя сумма одного автокредита по итогам ноября составила около 1,3 млн рублей, что примерно сопоставимо с результатом на конец прошлого года. Наибольший размер «чека» фиксируется в сегменте новых машин, где цены корректируются более активно – около 1,7 млн рублей. Во вторичном сегменте средний размер автокредита составляет около 1,2 млн рублей.
«В этом году рынок автокредитования в России растет ускоренными темпами. На динамику влияет не только реализация отложенного с прошлого года спроса и рост стоимости машин, но и уверенно восстанавливающийся авторынок за счет расширения отечественного производства и поставок из КНР. Российские и китайские бренды в совокупности занимают уже 90% в выдачах кредитов на новые автомобили. Тем не менее, основная активность заемщиков по-прежнему концентрируется на вторичном рынке: например, ВТБ в этом сегменте сейчас проводит 77% сделок. Помимо сохраняющегося дефицита новых авто, такие транспортные средства привлекают россиян как более широким выбором, так и сравнительно демократичным ценообразованием», - прокомментировал Алексей Бочарников.
По его словам, несмотря на ужесточение во втором полугодии процентной политики Центрального банка итоговый результат по году будет исторически высоким для рынка – порядка 1,6 трлн рублей. В следующем году, по прогнозам банка, объемы продаж в сегменте продолжат расти. Несмотря на высокий уровень ключевой ставки, его будут поддерживать расширение ассортимента китайских машин и увеличение числа субсидированных кредитных программ, позволяющих заемщикам приобрести транспортное средство с минимальной финансовой нагрузкой.
* прогноз ВТБ на основе аналитических данных Frank RG.