На совещании по вопросам развития сельской медицины в Варненском районе (Челябинская область) прозвучало предложение о переводе муниципальных учреждений здравоохранения в статус государственных. По мнению главы областного Минздрава Сергея Кремлева, это позволит увеличить финансирование районных больниц. И.о. губернатора Борис Дубровский идею поддержал, поручив разработать анализ и график такого перехода. Кроме того, в ходе выездного совещания глава региона обсудил вопросы повышения доступности медпомощи на селе, программу диспансеризации, кадровые проблемы и другие. Подробности – в материале Агентства новостей «Доступ».
Перед началом совещания Борис Дубровский проверил работу трех офисов врачей общей практики в Чесменском и Варненском районах. «Надо понять, почему такая разница в оснащении и состоянии самих помещений. В первом офисе не было ничего страшного, однако дальше я увидел учреждения более высокого уровня», – отметил глава региона.
На совещание приехали представители Октябрьского, Брединского, Агаповского, Кизильского, Троицкого, Карталинского, Верхнеуральского, Уйского, Нагайбакского, Увельского, Чебаркульского, Чесменского и Еткульского районов. Открывая заседание, и.о. губернатора подчеркнул, что место проведения было выбрано неслучайно: крепкая в экономическом и социальном плане Варна – типичный сельский район, который может стать моделью для развития медицины.
Глава региона напомнил участникам, что в сельской местности проживает более 670 тыс. южноуральцев. «Основная претензия – слишком высокий разрыв между стандартами медицинской помощи на селе и в городе, в два-три раза меньшая обеспеченность врачами», – сказал Борис Дубровский.
По мнению главы региона, высокотехнологичная медицинская помощь может быть сфокусирована в крупных центрах, а жители Челябинской области должны иметь возможность незамедлительно ее получить. «Основной упор в сельской медицине необходимо сделать на доступность и расширение первичной медицинской помощи. Это фельдшерские пункты, офисы врачей общей практики, кабинеты неотложной помощи», – уверен Дубровский.
Напомним, в Стратегии развития региона до 2020 года, с которой и.о. губернатора выступал перед южноуральскими парламентариями, сделана ставка именно на раннее выявление заболеваний.
Отдельно глава региона прокомментировал мобильность в работе скорой помощи. «У нас есть территории, где на каждый четвертый вызов скорая помощь добирается по полчаса и больше. Внешне это вполне благополучные территории – например, Троицкий и Чебаркульский районы. Тем не менее – лидеры по медлительности. В Чебаркульском районе до сих пор нет своей подстанции скорой помощи. Считаю, что эту ситуацию нужно менять, в первую очередь», – подчеркнул Дубровский.
Он уверен, что такие задачи можно решить. Прежде всего, за счет модернизации, в рамках которой в здравоохранение направляются значительные ресурсы, в том числе на покупку транспорта и оборудования. Кроме того, действует программа «Земский доктор» для привлечения специалистов.
Дубровский высказал мнение и о программе всеобщей диспансеризации, которая действует в Челябинской области с 2013 года. «На промышленных предприятиях такая работа ведется давно и обязательна для всех работников. По своему директорскому опыту знаю, что эффект от таких мероприятий составляет сотни миллионов рублей. Село более консервативно: здесь охват диспансеризации – не более 60%. Надо понять, как охватить все 100%», – поручил и.о. губернатора.
По словам и.о. министра здравоохранения Челябинской области Сергея Кремлева, среди основных проблем сельской медицины – нехватка профильных специалистов; недобросовестное участие в программе «Земский доктор», когда молодые врачи, получив деньги, уезжают из деревень; недостаточное финансирование сферы здравоохранения из местных бюджетов.
При этом Кремлев отметил и позитивную динамику в росте зарплат медработников: «Здесь мы в полном объеме выполнили указ президента». Так, сегодня средняя зарплата врача составляет 37 тыс. 195 рублей, в лидерах – Брединский район (50 тыс. 336 рублей). Средняя зарплата медперсонала – 20 тыс. 871 рубль, младшего – 13 тыс. 696 рублей.
Глава областного Минздрава также озвучил предложение о переводе муниципальных учреждений здравоохранения в статус государственных и о перечислении южноуральским здравницам средств в том объеме, который соответствует эффективности их работы. Вопрос смены статуса больниц вызвал неоднозначную реакцию глав – участников совещания. Некоторые руководители муниципалитетов опасаются потери управления в здравоохранении. Они уверены, что ряд проблем необходимо решать оперативно на местном уровне. Другие, напротив, считают, что такие изменения уравняют положение районов по части медицины.
Борис Дубровский идею перевода в госучреждения поддержал. «Мы должны выяснить, как не потерять хорошее в успешных районах и улучшить не очень хорошие показатели в других территориях. Эта работа была начата, и надо ее продолжить. Подготовьте мне новые графики и анализ такого перехода больниц из одного статуса в другой», – поручил он.
Помимо этого, и. о. губернатора поинтересовался у присутствующих, какую технику необходимо закупить в районы, чтобы «подтянуть» медицину. «Лучше один раз основательно вложиться и потом не испытывать проблем с постоянным дооснащением», – заметил Дубровский. Эта позиция соответствует задаче, заложенной в Стратегию развития региона до 2020 года в части оптимизации расходов.
Глава региона погрузился и в вопросы дистанционной медпомощи. Она на селе становится все более востребованной. Дубровский поручил профильным структурам представить соответствующую программу развития этого направления.
Отдельное задание от главы региона получил руководитель Октябрьского района Михаил Молчан – за месяц подготовить план работ по снижению смертности местного населения.
В системе сельского здравоохранения в Челябинской области 26 учреждений, в том числе 18 центральных районных и пять участковых больниц. В структуре этих учреждений – 56 амбулаторий, 148 офисов врачей общей практики (фактически работают 141), 622 фельдшерско-акушерских пунктов (работают 559, в 26 нет персонала), 12 кабинетов неотложной помощи, 18 станций медпомощи. Из 622 зданий фельдшерско-акушерских пунктов девять требуют сноса, 28 – реконструкции, 256 – капитального ремонта. По программе модернизации здравоохранения в 2011-2013 закуплено 1418 единиц оборудования и транспорта, организованы 37 офисов врачей общей практики.