По данным ВТБ, за январь-февраль 2023 года на клиентов банка было совершено почти 1,2 млн мошеннических атак – на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Число попыток уговорить клиентов оформить кредит выросло на 25%. При этом ВТБ удалось спасти около 3 млрд рублей на счетах – почти на 60% больше, чем за аналогичный период 2022 года.
В феврале тренд на снижение числа мошеннических звонков с помощью обычной телефонной связи продолжился. Доля этого канала снизилась до 45% против 88% в сентябре. Свыше 55% всех звонков совершаются через мессенджеры – напомним, банки и правоохранительные органы не используют эти каналы для общения с клиентами.
«С начала года мы замечаем, что активность мошенников усилилась, теперь более половины всех звонков приходится на мессенджеры. Чтобы обезопасить себя, важно помнить, что банк не звонит клиентам в мессенджеры, поскольку такой формат не имеет правовой силы, а собеседник не обязан совершать какие-либо действия со своими средствами и бездоказательно верить угрозе их хищений. Деньги, находящиеся на счетах в банках, в безопасности. Мы видим, что клиенты стали чаще распознавать звонки злоумышленников, значит, растет финансовая грамотность», – говорит старший вице-президент ВТБ, руководитель департамента цифрового бизнеса Никита Чугунов.
Чтобы не стать жертвой мошеннической схемы, он советует всегда перепроверять любую подозрительную информацию, не бояться рассказывать о таких звонках близким и самостоятельно или с их помощью обращаться в банк.
Сегодня злоумышленники используют разные схемы для получения денег: вынуждают оформлять кредит, а затем переводить эти средства на неизвестные счета. В качестве объяснений могут использоваться надуманные поводы. Мошенник может представиться сотрудником правоохранительных органов, пытаться «перевести на сотрудника банка или Банка России», сообщает о якобы оформленной в банке доверенности или о вступлении в силу запрета на разглашение сведений о разговоре третьим лицам, просят самостоятельно оформить кредит или вклад, чтобы якобы избежать хищения средств.
ВТБ оперативно выявляет новые схемы, применяемые злоумышленниками, и внедряет симметричные меры защиты клиентов. В учетную запись ВТБ Онлайн пользователи могут войти по биометрии. При подозрении на мошенничество клиенты могут скрыть баланс счетов и установить лимиты по операциям, быстро заблокировать свой аккаунт в ВТБ Онлайн. Специально созданный раздел «Безопасность» позволяет блокировать кредитные карты и учетную запись при подозрении на мошенничество. В нем можно увидеть наиболее популярные сценарии мошенничества и прочитать о важности настроек безопасности. Чтобы всегда держать под контролем все операции по картам и счетам, можно подключить SMS-уведомления и оперативно получать от банка актуальную информацию.