Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) на основе данных компании Haraba проанализировали динамику цен на наиболее востребованные машины с пробегом в августе 2023 года. Оценка традиционно проводилась на рынке Москвы и Подмосковья, самом крупном регионе сегмента подержанных автомобилей России. Как и в прошлом месяце, все модели в приведенном топ-20 в очередной раз подорожали. При этом в августе нашлось сразу 12 автомобилей, владельцы которых увеличили на них цены в среднем на 5% и выше. В июле таких моделей было вдвое меньше. В группу активно прибавивших в цене машин попали даже два автомобиля Lada – Niva Legend и Granta. Но рекордсменом подорожания (+9,3%) за период стал один из самых популярных в прошлом автомобилей такси – лифтбэк Skoda Rapid.
Резкий рост курса доллара к рублю был остановлен только после внеочередного заседания Центрального Банка РФ 15 августа, на котором повысили ключевую ставку сразу до 12%. В известной мере это замедлило и резкий рост цен на вторичном рынке, начавшийся в конце июня текущего года. Однако в среднем за последний месяц лета подорожание все равно оказалось немного выше, чем мы прогнозировали ранее. Так, сразу по 12 моделям популярных машин с пробегом средняя цена была увеличена на 5% и выше. В июле таких автомобилей было вдвое меньше.
Лидером по масштабам подорожания неожиданно оказался Skoda Rapid (1,52 млн рублей; + 9,3 % за месяц). На рынке новых автомобилей этот особенно популярный в такси лифтбэк исчез еще весной текущего года. В то же время количество «свежих» (до трех лет) экземпляров во вторичном сегменте еще исчисляется десятками тысяч штук. Модель оказалась ликвидной и вполне надежной. Однако ценник, «скаканувший» выше 1,5 миллионов рублей, даже при нынешнем слабом рубле выглядит явно завышенным. Брат-близнец Skoda – Volkswagen Polo, всегда считавшейся машиной немного выше по имиджу, оказался даже дешевле (1,46 млн рублей; +4,3%).
В августе, как и в июле, место в тройке лидеров роста цен нашлось марке BMW. Причем в последнем месяце лета резким подорожанием (8-9%) отметились сразу две баварских модели. За седан третьей серии стали просить в среднем 4,4 миллиона рублей, то есть на 370 тысяч больше, чем в июле. Вседорожник X5 теперь и вовсе не купить дешевле 10 миллионов рублей. За месяц он подорожал почти на 800 тысяч, а за год – на 2,3 миллиона. Причина столь резкого взлета кроется не только в соотношение валют, но и в сильно возросшем в августе утилизационном сборе. При таком ценовом позиционировании X5 в России оказался сегодня в сегменте даже не премиальных, а люксовых вседорожников. И пока нет предпосылок к тому, что ситуация для поклонников этих автомобилей как-то улучшится: количество завозимых по параллельному импорту BMW стало снижаться.
Нет полноценной замены в сегменте новых бюджетных кроссоверов и двум популярным паркетникам – Hyundai Creta (+7,2% за месяц) и Renault Duster (+7%). Неудивительно, что цена каждого из них на вторичном рынке постепенно приближается к двум миллионам рублей. В число машин, подорожавших в августе на 5% и выше, также попали Hyundai Tucson (2,98 млн рублей), Mercedes-Benz E (5,03 млн рублей), Toyota RAV-4 (3,6 млн рублей) и два паркетника Nissan – X-Trail (2,86 млн рублей) и Qashqai (1,89 млн рублей).
И наконец, неожиданно в этой же кампании оказались два самых бюджетных автомобиля АвтоВАЗа. За трехлетнюю Lada Granta стали просить в августе в среднем 844 тысячи рублей (+40 тысяч к июлю), а за Lada Niva Legend – 1,012 млн рублей (+52 тысячи). В сегменте новых автомобилей те же модели пока подорожали скромнее – на 15-20 тысяч рублей. Причем недостатка на рынке в них нет, а значит, августовское повышение больше похоже на временный скачок цен.
Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто»:
«Впрочем, прибавки 3-5%, которые оказались равнозначны увеличению цены на 50-150 тысяч рублей, а на дорогие модели машин, как Toyota LC 300 – даже почти на 400 тысяч рублей, в августе можно было отмечать на всем рынке. Понимание покупателями того, что при очередной волне обесценивания рубля нужно вкладываться в «железо», похоже, и дальше останется основным генератором роста цен. Осенью этот процесс не остановится. Несмотря на общий рост вторичного рынка, который наблюдается уже на протяжении последних пяти месяцев, число ликвидных 3-летних моделей западных, японских и корейских марок по-прежнему продолжает сокращаться. А с увеличением ограничительных мер в части налогов и возможных изменений в октябре в оформлении СБКТС (свидетельства о безопасности конструкции транспортных средств), недостаток «свежих» машин на нашем рынке может только усилиться».
Топ-20 популярных моделей а/м с пробегом по динамике цен в августе 2023 года
№ |
Марка и модель |
Август 22 |
Июль 23 |
Август 23 |
Август 23 / Июль 23 |
1 |
Skoda Rapid |
1 302 022 |
1 393 065 |
1 522 732 |
9,3% |
2 |
BMW 3 |
3 773 628 |
4 071 223 |
4 440 410 |
9,1% |
3 |
BMW X5 |
7 871 680 |
9 362 882 |
10 148 825 |
8,4% |
4 |
Hyundai Creta |
1 732 556 |
1 845 139 |
1 978 025 |
7,2% |
5 |
Renault Duster |
1 502 532 |
1 730 202 |
1 851 499 |
7,0% |
6 |
Hyundai Tucson |
2 846 710 |
2 804 951 |
2 977 054 |
6,1% |
7 |
Mercedes-Benz E |
4 227 252 |
4 771 814 |
5 032 344 |
5,5% |
8 |
Toyota RAV4 |
3 257 131 |
3 426 246 |
3 612 774 |
5,4% |
9 |
Lada Niva Legend |
975 655 |
960 802 |
1 012 041 |
5,3% |
10 |
Nissan X-Trail |
2 413 745 |
2 715 926 |
2 860 546 |
5,3% |
11 |
Nissan Qashqai |
1 918 216 |
1 798 054 |
1 888 453 |
5,0% |
12 |
Lada Granta |
679 293 |
803 653 |
843 872 |
5,0% |
13 |
Kia Sportage |
2 758 206 |
2 996 840 |
3 139 042 |
4,7% |
14 |
Toyota LC 300 |
8 412 573 |
8 391 155 |
8 783 236 |
4,7% |
15 |
Volkswagen Polo |
1 215 184 |
1 402 313 |
1 463 282 |
4,3% |
16 |
Hyundai Solaris |
1 318 094 |
1 455 709 |
1 512 909 |
3,9% |
17 |
Volkswagen Tiguan |
2 784 368 |
3 096 314 |
3 216 730 |
3,9% |
18 |
BMW 5 |
4 437 142 |
5 299 921 |
5 485 134 |
3,5% |
19 |
Kia Rio |
1 328 396 |
1 522 492 |
1 571 578 |
3,2% |
20 |
Toyota LC Prado |
5 771 613 |
6 552 568 |
6 756 029 |
3,1% |
* Источник данных: компания Haraba