Июльская динамика позволяет делать выводы о тенденции к восстановлению розничной торговли и потребительской активности после коронакризиса. Такую картину показало исследование ПСБ, проведенное на основе обобщенных данных по торговым оборотам 15 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей – клиентов ПСБ по торговому эквайрингу.
В июле наибольшие темпы роста также продемонстрировали продовольственные товары – торговые обороты в сегменте «Продуктовые магазины» выросли на 24% по сравнению с «докоронавирусным» мартом.
Сфера «Салоны красоты» в июле показала скромный рост в 9%, что может быть связано как с более осторожным поведением людей на фоне пандемии, так и продолжением режима удаленной работы во многих компаниях. Оказывает влияние на обороты индустрии красоты и затянувшийся дачный сезон, который многие россияне открыли еще в апреле в связи с режимом самоизоляции.
Небольшой рост на 4% в сфере «Техника» объясняется тем, что эта сфера в текущем году прошла уже две волны потребительского спроса. В марте – когда люди опасались роста курса доллара, и в апреле, когда переход на удаленный режим работы вызвал всплеск спроса на ноутбуки и офисную технику, которую покупали для выполнения работы из дома.
На фоне общей тенденции к росту оборотов самое большое падение показал сегмент «Аптеки» – минус 43%. Это обусловлено как сезонным фактором: летом респираторными заболеваниями болеют меньше, так и завершением ажиотажного спроса на маски и антисептики. Однако осенью можно ожидать роста оборотов данной сферы.
Не смог восстановить докоронавирусные обороты сегмент «Туризм» – минус 14% по сравнению с мартом 2020 года, что было ожидаемо на фоне действующих во многих странах ограничений на внешний туризм. Кроме того, многие отказываются от дальних поездок, пытаясь минимизировать контакты и риски заражения коронавирусной инфекцией.
В целом анализ торговых оборотов, проведенный ПСБ, позволяет говорить о восстановлении потребительской активности, которая сопровождается изменением структуры спроса – быстрее всего россияне восстанавливают прежний уровень расходов на продукты.