На предстоящем 20 марта заседании Совет директоров Банка России может сохранить неизменной ключевую ставку, впрочем, исключить ее увеличение полностью нельзя, многое будет зависеть от динамики на финансовых рынках в ближайшие два дня, волатильность которых сохраняется на высоком уровне, полагает Максим Петроневич, старший экономист банка «Открытие».
По состоянию на конец 17 марта, ситуация на финансовых рынках в целом позволяла сохранять ставку без изменений и ограничиться устными интервенциями. Ослабление рубля до уровней 73-75 рублей за доллар было комфортным для Банка России. Оно не провоцировало панику среди населения и резкий рост инфляционных ожиданий, но в то же время позволяло достигнуть целевого уровня инфляции в 4% ближе к концу 2020 года.
Ситуация на долговом рынке также в целом оставалась комфортной и не демонстрировала сильные распродажи. Центральные банки развитых стран приложили максимум усилий для поддержки развивающихся рынков – ФРС снизил свои ставки на 150 б.п. до минимального уровня, ФРС и ЕЦБ расширили программы предоставления ликвидности. Ставки свопов ROISFIX по ситуации на 17 марта также говорят об ожидании сохранения или небольшого роста ключевой ставки в пределах 50 б.п.
В то же время ситуация на рынках сегодня, 18 марта, показывает признаки ухудшения: нефть марки Brent опустилась до уровня 28 долларов за баррель, рубль – до уровня 78 рублей за доллар, доходность 5-летних ОФЗ начинает приближаться к отметке 8%. При этом риски дальнейшего ослабления рубля высоки: цены на нефть марки Brent в рублевом эквиваленте достигли уровня 2 200 рублей за баррель – минимума с 2010 года, что напрямую отражается в выручке предприятий нефтегазового сектора и доходах государственного бюджета. Это означает, что Банк России с высокой вероятностью не будет препятствовать дальнейшему ослаблению национальной валюты, если оно будет носить постепенный характер.
Резкого роста ставки – до двузначных уровней, для предотвращения паники, масштабного оттока капитала и валютизации рублевых активов – мы не ожидаем до тех пор, пока ситуация на валютном рынке не станет приобретать черты неконтролируемого падения, угрожающего финансовой стабильности.
Отдельно отметим, что снижение ключевой ставки, которое теоретически нельзя исключить, в текущих условиях не имело бы рыночных последствий – рыночный уровень ставок по кредитам определяется ставками ОФЗ и возрастающим уровнем рисков, а ставок по депозитам – снижающейся готовностью экономических агентов сохранять рублевые позиции.
Мы не исключаем сохранения/снижения ставок по специализированным инструментам рефинансирования: таким как ипотека или рефинансирование под залог прав требования по кредитам малого и среднего бизнеса. Также можно ожидать каких-либо разъяснений политики регулятора в вопросе предоставления валютной и экстренной рублевой ликвидности в случае вероятного ухудшения ситуации с дебиторской задолженностью предприятий и роста потребности в оборотном капитале в условиях ухудшения финансовой ситуации. Текущая ситуация с рублевой ликвидностью в условиях сохраняющегося структурного профицита, судя по ставкам RUONIA, остается благополучной.
Эпидемиологическая ситуация в мире остается тревожной. В случае введения жестких мер по примеру Китая по всей Европе и США ожидается временное снижение мирового ВВП. Вероятное снижение спроса на нефть от 7 до 10% будет способствовать сохранению низких цен на нефть, негативной экономической динамике и в России – как за счет снижения внешнего и внутреннего спроса, так и увеличения социальной поддержки населения за счет частичного перераспределения средств финансирования Национальных проектов, чего нельзя исключать в условиях низких доходов.