Во вторник, 17 ноября, губернатору Челябинской области и членам правительства представили главный финансовый документ региона – процедура публичных слушаний по бюджету 2016 года пройдет в Заксобрании 25 ноября, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Проект бюджет сформирован в условиях сложно прогнозируемой экономической ситуации. Впрочем, по словам спикера ЗСО Владимира Мякуша, выполнению социальных обязательств перед населением области этот факт не угрожает.
«Мы переходим на однолетний бюджет, и это понятно по экономической ситуации. Что мне понравилось по проекту бюджета, так это то, что он полностью сбалансирован. Все социальные программы и все социальные обязательства, которые на себя берет область, будут исполнены. Это очень важно, потому что сейчас, в период экономического кризиса, нужно поддержать население, а кто как не государство поможет ветеранам, малоимущим семьям, пенсионерам», – отметил спикер, комментируя проект бюджета.
Владимир Мякуш также подчеркнул, что на публичные слушания по законопроекту о бюджете 2016 года (25 ноября) приглашены все желающие жители Челябинской области, которые смогут внести свои предложения и замечания. «Мне нравится проект, который был представлен сегодня Минфином. Но думаю, депутаты внесут поправки. Надеюсь, совместными усилиями мы сможем принять оптимальный вариант бюджета», – сказал Мякуш.
Так, доходы бюджета в 2016 году запланированы в объеме 109,44 млрд рублей. Это на 7,7% выше первоначального уровня 2015 года. Из федерального бюджета в будущем году Челябинская область планирует получить 17,8 млрд рублей. В числе новых направлений федерального финансирования – проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи и поэтапное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Самостоятельно Челябинская область заработает 80% всех доходов. Из них большая часть – 90% – придется на четыре вида налогов: на доходы физических лиц (НДФЛ) – 38%, на прибыль – 31%, на имущество организаций – 4,5%, а также акцизы – 5,7%.
Общий объем расходов в будущем году запланирован на уровне 118,15 млрд рублей. Формирование этой части бюджета основывалось на необходимости сдерживать темпы роста расходов, в первую очередь, за счет повышения их эффективности. Так, в 2016 году изменится практика предоставления межбюджетных трансфертов муниципалитетам региона.
«Раньше на счетах местных бюджетов в течение года регулярно накапливались остатки средств, выделяемых под конкретные цели из областного бюджета, в то время как для наполняемости региональной казны нам приходилось использовать кредиты. Новый механизм исключает появление таких остатков, а также повышает прозрачность и эффективность расходов», – пояснил министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын, добавив, что муниципалитеты должны быть заинтересованы в наращивании собственной доходной базы и стремиться эффективнее использовать финансовую помощь регионального бюджета.
Учитывая напряженные текущие условия – ограниченность доходов, экономические риски и продолжающийся рост расходной нагрузки, – областной бюджет сохранит свою дефицитность. Но курс на сокращение разрыва между доходами и расходами региона, взятый губернатором, сохранится. Если в 2015 году бюджет был принят с дефицитом в размере 14% от объема налоговых и неналоговых доходов, то в 2016 году этот показатель составит 9,5%, или 8,7 млрд рублей. Основным источником покрытия дефицита в ближайшей перспективе останутся займы.
При этом областной бюджет сохранит свою социальную направленность. Доля социальных расходов в следующем году, как и в текущем, составит 73%, или 86,9 млрд рублей. Все дополнительно установленные на уровне области льготы и выплаты будут сохранены.
Прогнозируемые расходы бюджета:
Социальная политика – 26 млрд рублей.
Образование – 33 млрд рублей.
Здравоохранение – 25 млрд рублей.
Культура – 941 млн (на 14% больше, чем в прошлом году).
Спорт – 1,8 млрд рублей.
Строительство дорог – 7 млрд рублей.
Сельское хозяйство – около 2 млрд рублей.
ЖКХ – 2,5 млрд рублей.
Трансферты местным бюджетам – 62,4 млрд рублей.