Команда Южно-Уральского госуниверситета успешно представила в министерство образования и науки отчет об участии в федеральной программе «Приоритет 2030». Одним из представленных проектов стал проект «Арктический автобус». Университет решает задачу обеспечения технологического суверенитета в области машиностроения, продвигает и реализует совместно с автозаводом «Урал» и МГТУ им. Баумана проект создания уникального семейства транспортных средств, которое обеспечит Крайний Север приспособленными автомобилями.
Напомним, в марте 2021 года постановлением правительства № 484 была утверждена государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Ее приоритетными целями стали ускорение экономического развития территорий и увеличение вклада территорий, входящих в состав Арктической зоны РФ, в экономический рост страны, а также обеспечение условий для устойчивого социально-экономического развития макрорегиона.
Для достижения целей государственной программы автозавод «Урал» совместно с ЮУрГУ и МГТУ им. Н.Э. Баумана подготовил предложения по созданию в РФ высокотехнологичного серийного производства конкурентоспособных транспортных средств для эксплуатации в условиях экстремального холода.
Предложения были поддержаны министерством высшего образования и науки РФ. Они стали основой для комплексного проекта по созданию высокотехнологичного производства унифицированного семейства транспортных средств для организации безопасной перевозки пассажиров и мобильных пунктов социальной сферы в районах Крайнего Севера.
В рамках комплексного проекта разрабатываются новые транспортные средства – «Арктический автобус» и «Арктический автопоезд с транспортируемым функциональным модулем», а также ряд технических решений, обеспечивающих эксплуатацию агрегатов и систем в условиях крайнего севера. Основными отличительными особенностями нового семейства автомобилей «Урал» станут утепленные и облегченные узлы и агрегаты. Одновременно транспортные средства будут оборудованы системой жизнеобеспечения для их безопасной эксплуатации в условиях Арктической зоны.
Для преодоления полного бездорожья при условии сохранения хрупкого верхнего слоя почвы Арктической зоны на транспортных средствах предусмотрено применение шин низкого давления увеличенного размера. Такие шины увеличивают пятно контакта с поверхностью, обеспечивая давление на грунт не более 0,35 кг/см2. Это обеспечивает высокую проходимость в глубоком снегу, на заболоченных территориях и на грунтах с низкой несущей способностью.
Кроме непосредственно безопасной и комфортной перевозки людей автомобили проекта предназначены для транспортировки функциональных модулей – специальных объектов, способных нести на себе оборудование и специальные приспособления, медицинские кабинеты, учебные классы, лаборатории, пункты проведения медосмотров и мобильные центры вакцинации. Это то, что необходимо для повышения доступности медицинских и социальных услуг для жителей труднодоступных районов Арктической зоны.
Следует отметить, что проект «Приоритет 2030» нацелен на формирование в России к 2030 году более 100 современных университетов – центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. По словам исполняющего обязанности ректора ЮУрГУ Александра Вагнера, программа развития университета направлена на формирование фундаментальных знаний мирового уровня и разработку технологий в области интеллектуального производства, новых перспективных материалов и «зеленых технологий. «Для реализации проектов мы создаем научные лаборатории под руководством ведущих ученых-экспертов мирового уровня, в том числе молодежные конструкторские бюро и инжиниринговые центры. Тем самым университет формирует необходимые условия для реализации идей молодых ученых и повышения востребованности инженерного образования», – отметил Александр Вагнер.