В Челябинской области изучают перспективы внедрения прогрессивных технологий в сельском хозяйстве – южные районы уже в ближайшее время могут начать внедрение так называемой нулевой технологии no-till. По мнению участников научно-технического совета Минсельхоза, в перспективе таким образом в регионе может засеваться до 500 тыс. гектаров. Активное участие в обсуждении способов обработки земли принял Борис Дубровский – своим неподдельным интересом губернатор-промышленник немало удивил и заинтриговал аграриев. Подробности – в материале Агентства новостей «Доступ».
Основной темой выездного заседания научно-технического совета Минсельхоза, проведенного в преддверии посевной, стало применение различных технологий обработки земли, позволяющих получить хороший урожай и сохранить плодородные свойства почвы.
Министр Сергей Сушков рассказал об опыте Аргентины по применению нулевой технологии no-till. «По нулевой технологии все механические операции производятся специальными сеялками за один проход по полю – без вспашки. В итоге хозяйства получают экономию ресурсов за счет сокращения трудозатрат, расходов на горюче-смазочные материалы, ремонт техники. В Бразилии таким способом засевается 60% площадей, в Канаде – 57%, в Аргентине – 55%, в России – всего 0,86%. В Челябинской области no-till применяется на 2,6% пашни – это всего 52 тыс. гектаров», – сообщил министр.
Еще на 175 тыс. гектаров на Южном Урале применяются иные ресурсосберегающие технологии, такие как минимальная обработка.
По мнению специалистов, внедрение нулевой технологии оптимально в районах, где есть недостаток влаги, и посевы регулярно страдают от засухи – в Челябинской области это весь юг: Агаповский, Брединский, Варненский, Карталинский, Кизильский, Нагайбакский, Октябрьский, Уйский, Чесменский районы. По предварительным подсчетам, площадь пашни для внедрения нулевой технологии может составлять не менее 500 тыс. га.
Своими наработками в области повышения урожайности поделился директор крестьянского хозяйства из Агаповского района Айдархан Карсакбаев – в его многопрофильном хозяйстве no-till применяется на 40% земель. До внедрения нулевой технологии у себя он совместно со специалистами изучил опыт Башкирии, Казахстана и Канады. И практически сразу получил высокие результаты. Фермер уверен, что возможность внедрения этой технологии в Челябинской области рассматривать можно и нужно. «Однако везде нужен профессиональный подход. Резко повышаются требования к состоянию полей, применяемым сельхозмашинам и квалификации специалистов агрономической службы», – считает он.
О росте требований к кадрам при внедрении no-till говорят и теоретики аграрного дела. Так, врио ректора Челябинской агроинженерной академии Игорь Синявский добавил, что для работы по инновационной для России технологии необходимы строгая дисциплина и хорошо подготовленные кадры
Также при внедрении технологии существует ряд рисков. Основные минусы технологии no-till – это отсутствие четких рекомендаций из-за отсутствия опыта, исследований и информации; необходимость ежегодного применения гербицидов, а также необходимость измельчения соломы и других пожнивных остатков и их разбрасывания, а также повышение частоты появления фузариоза (грибковой инфекции, которая распространяется через почву; развитию болезни способствует высокая влажность почвы и воздуха. – Прим. АН «Доступ»).
Среди относительных минусов эксперты озвучивают необходимость приобретать новую технику. Однако в Челябинской области это не проблема: специальные сеялки по цене 1 млн рублей с 2009 года выпускает ООО «Варнаагромаш». А в настоящее время предприятие прорабатывает вопрос о вхождении в федеральную программу по развитию сельхозтехники.
Выслушав теоретиков и практиков растениеводства, губернатор Челябинской области Борис Дубровский поручил усилить работу по внедрению ресурсосберегающих технологий и выразил недоумение по поводу того, что «рядом с крепкими хозяйствами находятся те, кто еле выживает, не получая высокую урожайность, почему у них не возникает мотивации, кроме постоянных просьб о дотации».
«Мы не можем без конца и края их кормить. Необходимо помочь таким хозяйствам выработать стратегию повышения урожайности, замотивировать, дать шанс, научить, если понадобится. Все ресурсы – кадровые, финансовые, научные – нужно сосредоточить для достижения этой цели», – сказал, в частности, глава региона.
Он добавил, что согласно предварительным расчетам благодаря внедрению инновационных технологий урожайность можно увеличить минимум на 70%. «Основная задача сейчас не поиск рынков сбыта, а увеличение урожайности. Если аграрии перестанут зависеть от субсидирования и вложатся в модернизацию и освоение новых технологий, они смогут рассчитывать на высокую рентабельность. Непонятно, почему такой хороший пример с “нулевой обработкой” не тиражируется на постоянной основе, почему не возникает у аграриев мотивации повторить успех. Есть разные технологии, понятно, что нужен некий первичный капитал, чтобы купить технику, но рентабельность есть, возникает возвратность инвестиций и возможность развиваться», – настаивает Дубровский.
Добавим, в ходе заседания научно-технического совета Минсельхоза были подняты и другие актуальные проблемы сельхозпроизводителей. Так, руководители сельхозпредприятий и научная общественность отметили, что для достижения более высоких целей необходимо возрождение отрасли семеноводства, организация производства гербицидов и создание консультационного центра для фермеров. Губернатор поручил Минсельхозу проработать вопрос выведения стратегии развития семеноводства в отдельную тему в рамках Стратегии-2020, а также проработать вопрос о субсидировании закупа дорогих гербицидов или открытии местных производств удобрений.
По завершении мероприятия руководители крестьянских (фермерских) хозяйств, принимавшие участие в заседании, признались, что были удивлены поведением губернатора, поскольку ранее подобного интереса к селу и его проблемам за первыми лицами области не замечали.
Как сказал после совещания Айдархан Карсакбаев, «для нас очень позитивно и удивительно, что сегодня губернатор глубоко вникает в проблемы сельского хозяйства, в частности, в саму систему культуры земледелия, и я думаю, результат от этого будет очень хороший».