Счетная палата РФ выявила крупные проблемы при реконструкции челябинского аэропорта – мероприятия по развитию воздушного пункта пропуска реализовывались ненадлежащим образом, бюджетные средства расходовались неэффективно, а сроки не соблюдались, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на отчет аудиторов СП.
Претензии адресованы Росавиации, Челябинскому авиапредприятию (ОАО «ЧАП») и правительству региона.
Напомним, в соответствии с условиями трехстороннего соглашения на Росавиацию возложено обеспечение реконструкцию аэродромного комплекса; правительство Челябинской области обеспечивает проектирование и реконструкцию объектов привокзальной инфраструктуры, ЧАП – строительство аэровокзального комплекса. Основными ожидаемыми результатами реализации указанного мероприятия является обеспечение требуемого уровня безопасности полетов, улучшение качества предоставляемых пассажирам авиауслуг (в том числе в международном сообщении), устранение негативного влияния инфраструктурных ограничений аэропорта на качество авиаобслуживания и увеличение не менее чем на 120 тыс. пассажиров в год объема перевозок через аэропорт.
«Проверка показала, что правительством ЧО работы по реконструкции привокзальной инфраструктуры не осуществлялись. Расходы ОАО "ЧАП" на выполнение указанных работ составили 22,4 млн рублей, или 6% от запланированного объема капитальных вложений», – говорится в документе.
Также установлено неэффективное расходование Росавиацией бюджетных ассигнований на закупку работ по строительству и реконструкции аэропортовых комплексов «Баландино».
Госпрограммой «Развитие внешнеэкономической деятельности» предусмотрена реализация мероприятия «Техническое перевооружение воздушного пункта пропуска Челябинск (Баландино), Челябинская область» с объемом финансирования 580 млн рублей, в том числе: на 2019 год – 350 млн, на 2020 год – 230 млн рублей. Между тем, по данным аудиторов, государственная экспертиза проектной документации на данные работы не проводилась, соответствующие бюджетные ассигнования до ФГКУ «Росгранстрой» в 2019 году не доводились, конкурентные процедуры по отбору исполнителя работ не осуществлялись, что «влечет риски невыполнения задачи по одновременному завершению инвестиционных вложений и вводу в эксплуатацию всех производственных элементов имущественного комплекса».
Также в нарушение статьи 47 Воздушного кодекса РФ Росавиацией не установлена приаэродромная территория челябинского аэропорта, что не позволяет обеспечить безопасность полетов и исключить негативное воздействие оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду.
Реконструкция аэропорта в Челябинске отстает от графика – СП РФ
Что касается объектов федеральной собственности, то, как отмечает СП РФ, «разработка проектной документации завершена в мае 2018 года, или на 1,5 года позже срока, установленного государственным контрактом». В результате под угрозой и сроки исполнения государственных контрактов – на строительство остается 13 месяцев вместо согласованных Главгосэкспертизой 24 месяцев. До 1 апреля 2019 года подлежали выполнению работы на сумму 143,8 млн – из них фактически выполнено работ на сумму 48 млн, или 33,4%.
При этом в отчете отмечается, что общий объем расходов за счет внебюджетных источников по состоянию на 31 марта 2019 года составил 2 млрд 138,4 млн рублей. В том числе ОАО «ЧАП» осуществляет строительство нового терминала внутренних воздушных линий общей площадью 16,4 тыс. кв. м с установкой четырех телетрапов и реконструкцию терминала международных воздушных линий. Планируемый срок окончания работ – декабрь 2019 года.
По результатам проверки Счетная палата рекомендует Минтрансу России улучшить работу по техническому перевооружению воздушного пункта пропуска Челябинск и организовать контроль за исполнением Росавиацией мероприятий по установлению приаэродромной территории. Также планируется направить информацию об итогах проверки в обе палаты российского парламента и информационное письмо президенту страны.
В СП РФ напомнили, что аэропорт реконструировался для проведения саммитов ШОС и БРИКС и отметила, что существовали риски, что к сроку проведения саммитов в 2020 году не будет обеспечен «синхронизированный ввод в эксплуатацию всех производственных элементов аэропорта Баландино». Однако на прошлой неделе стало известно, что саммиты ШОС и БРИКС пройдут в Санкт-Петербурге, а не в Челябинске, как планировалось ранее.