Ученые АО «Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов имени А.А. Бочвара» (Москва, входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ»), Института физической химии и электрохимии Российской академии наук и ПО «Маяк» (ЗАТО Озерск, Челябинская область) успешно провели эксперимент по выделению и разделению америция и кюрия из отработавшего ядерного топлива, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на пресс-службу АО «ТВЭЛ».
Эксперимент был проведен в рамках проекта по замыканию топливного цикла реакторов на быстрых нейтронах с целью трансмутации америция. Для этого необходимо было отделить америций не только от продуктов деления, но и от кюрия, чтобы затем добавить америций в топливную композицию и «дожечь» в реакторе. До сегодняшнего дня этот процесс выполнялся только в лабораториях, уточнили в ТВЭЛ.
В результате эксперимента была получена фракция, содержащая 60 граммов америция и менее 1% кюрия. Выделение америция такой чистоты стало возможным благодаря большому опыту лабораторных работ и наработкам, которые были сделаны ранее в Институте физической химии и электрохимии РАН и на ПО «Маяк».
Завершившиеся испытания позволяют уверенно говорить о качественном шаге в работе над реакторами на быстрых нейтронах. «Одна из задач, стоящих перед реакторами на быстрых нейтронах – замыкание топливного цикла и вовлечение в него плутония, нептуния и америция», – сообщил генеральный директор АО ГНЦ «ВНИИНМ» Андрей Шадрин, добавив, что в отличие от кюрия и других долгоживущих активных элементов жизнедеятельности реакторов, америций возможно уже на сегодняшний день использовать в «быстрых» реакторах, уменьшив, таким образом, экологическую нагрузку на окружающую среду.
По словам ученых, успешно завершенный этап НИОКРа подтвердил, что применение указанной технологии возможно в промышленности, и установка для отделения америция от кюрия легко масштабируется.
Напомним, сегодня ПО «Маяк» накоплен богатый опыт переработки ОЯТ энергетических реакторов ВВЭР-440 и БН-600 атомных электростанций, реакторов транспортных энергетических судовых установок морского флота, исследовательских реакторов различной топливной композиции; в последние годы ведется планомерное расширение номенклатуры перерабатываемого топлива, в промышленном масштабе освоена переработка топлива реакторов РБМК-1000, в том числе дефектное, уран-бериллиевое, уран-молибденовое, уран-карбидное ОЯТ и МОКС-топливо реактора на быстрых нейтронах БН-600; с 2017 года ПО «Маяк» планирует быть технически готов к переработке ОЯТ ВВЭР-1000, в том числе дефектного и некондиционного ОЯТ западного дизайна.