В Магнитогорске начальник Ростехнадзора выплатит поти ₽1 млн за взятки
сегодня, 12:46 Общество
Сотрудников челябинского вуза отстранят от работы за отказ от вакцинации
сегодня, 12:31 Общество
Южноуральская компания задолжала ₽127 тыс.
сегодня, 12:24 Общество
Текслер сменил главу своей приемной в Трехгорном
сегодня, 12:11 Политика
Магнитогорец пытался убить жену на глазах у детей
сегодня, 12:04 Общество
Из Челябинской области началось массовое выдворение иностранцев
сегодня, 12:02 Общество
Полицейские предупредили южноуральцев о лжепереписчиках
сегодня, 11:33 Общество
Критически высокое число зараженных COVID-19 зафиксировали в Челябинской области
сегодня, 11:31 Медицина
Легковушка разбилась о бетонное ограждение у кладбища под Златоустом
сегодня, 11:13 Происшествия
Эксперты назвали 100-процентный способ защиты от COVID-19
сегодня, 10:57 Медицина
В Копейске создадут Аллею величайших тренеров
сегодня, 10:47 Общество
В Златоусте бездомные собаки массово нападают на детей
сегодня, 10:34 Общество
У жителя Уйского района украли компьютеров на ₽650 тыс.
сегодня, 10:34 Общество
Магазины Fix Price повысят цены на 18%
сегодня, 10:18 Экономика
Южноуральцы смогут получать бонусы за своевременную оплату электроэнергии
сегодня, 10:03 Экономика
Оборот организаций Челябинской области за год вырос на 28%
сегодня, 09:54 Экономика
Товарняк с металлом сошел с рельсов в Челябинске
сегодня, 09:52 Происшествия
Челябинцам с QR-кодами сделают скидку в музеи и театры
сегодня, 09:47 Общество
Семейство рысей попало в фотоловушку на Таганае
сегодня, 09:32 Общество
ПРЕЦЕДЕНТ. Челябинская клиника выиграла суд о названии у коллег из Екатеринбурга
сегодня, 09:29 Медицина
Более 120 человек проверили на причастность к убийству предпринимателя в Челябинске
сегодня, 08:54 Общество
Текслер предлагает законодательно закрепить индексацию зарплат в регионе
сегодня, 07:57 Экономика
Россельхозбанк повышает процент по вкладам и накопительным счетам в Челябинской и Курганской областях
сегодня, 07:38 Финансы
Челябинск примет всероссийские соревнования по гиревому спорту
вчера, 21:09 Общество
В столкновении 2 грузовиков под Челябинском погиб водитель
вчера, 20:49 Происшествия
В Челябинске 3-летний ребенок проглотил бабушкины таблетки
вчера, 19:43 Медицина
Между Челябинском и Екатеринбургом могут запустить электричку
вчера, 19:15 Экономика
Волонтеры помогут южноуральцам 60+ на самоизоляции
вчера, 17:05 Общество
За сутки прививки от ковида поставили 17 тыс. южноуральцев
вчера, 16:34 Медицина
Около 30% южноуральцев приняли участие в переписи населения
вчера, 16:29 Общество
На Олимпиаду в Пекин могут поехать 29 спортсменов из Челябинской области
вчера, 15:56 Общество
Южноуральцу грозит до 20 лет тюрьмы за «закладки»
вчера, 15:55 Общество
Южноуральской компании выплатил ₽16 млн страховки за повреждение спецтехники
вчера, 15:25 Финансы
Сбербанк опубликовал график работы своих отделений в период нерабочих дней
вчера, 15:13 Финансы
Назначен новый начальник Южно-Уральской железной дороги
вчера, 15:12 Политика
ВНИМАНИЕ. В Челябинской области ожидается 8-балльный ветер
вчера, 15:07 Общество
Копейчанин оформил кредит, воспользовавшись паспортом дедушки
вчера, 15:01 Общество
Магнитогорец перевел мошенникам почти ₽1 млн
вчера, 14:32 Общество
Челябинская область получит ₽1,14 млрд на канализацию
вчера, 14:30 Экономика
Еще 4 дня южноуральцы могут подать заявление на «школьную» выплату
вчера, 14:14 Финансы

«Открытие Research»: Переход РЖД к новым тарифам может еще сильнее повысить инфляцию

Экономика
14 октября 2021 года, 15:43
- T +

РЖД предлагает индексировать такой тариф в соответствии с «индексом ценового давления РЖД», и в этом предложении содержится целый ряд рисков для российской экономики, полагает управляющий директор сектора транспорта аналитического управления «Открытие Research» Александр Полыгалов.

- В середине сентября руководство РЖД вновь подняло тему пересмотра принципов индексации инфраструктурно-локомотивной составляющей стоимости железнодорожных перевозок (тарифа РЖД). Сейчас по поручению президента России Владимира Путина вопрос отправлен на проработку в правительство. РЖД предлагает индексировать такой тариф в соответствии с «индексом ценового давления РЖД» (ИЦД). Этот индекс рассчитывается на основе изменения цен на потребляемые РЖД материалы и услуги. Иными словами, РЖД хочет, чтобы доходы компании менялись синхронно с изменением ее расходов.

Нынешний принцип базовой индексации тарифа РЖД действует с 2019 года и заключается в ее привязке к потребительской инфляции. Базовая индексация тарифа сейчас – среднее значение ИПЦ за четыре года минус 0,1%. По этому принципу индексация базового тарифа РЖД в 2019 году составила 3,56%, в 2020 году – 3,5%, в 2021 году – 3,7%. Для сравнения, до этого индексация была гораздо больше: в 2015 году она составляла 10%, в 2016 году – 9%.

Безусловно, в предлагаемой привязке тарифа РЖД к ИЦД есть объективная составляющая. Сложно назвать правильной ситуацию, когда государственная компания вкладывает средства в развитие инфраструктуры, а ее основными результатами пользуются частные компании-экспортеры. В первую очередь, это угольные компании, у которых экспортная выручка растет, а тарифы на перевозку угля, по мнению РЖД, не покрывают полностью его затрат на эту перевозку. Однако здесь возникает коллизия. С одной стороны, РЖД как естественная монополия обязана предоставлять равный доступ к инфраструктуре всем грузоотправителям и не может разделять их на группы исходя из величины их экспортных доходов. С другой стороны, очевидно, что грузоотправители не равны между собой: одни получают сверхдоходы при благоприятной конъюнктуре, а другие нет. Однако проблема в том, что предложение РЖД о переходе к ИЦД не сглаживает указанное различие между грузоотправителями, а просто перекладывает на них рост цен на сырьевых рынках и рост расходов РЖД.

При этом в предложении РЖД содержится целый ряд рисков для российской экономики. Во-первых, оно предполагает, что изменения ИЦД будут оцениваться за два последних года, а не за четыре, как сейчас. В итоге нарушится принцип долгосрочности, и динамика тарифа станет менее предсказуемой. Во-вторых, индекс потребительских цен – величина прозрачная, тогда как ИЦД должен быть привязан к структуре расходов РЖД. А в них многое скрыто под грифом коммерческой тайны, в частности, структура коммерческих, административных и управленческих расходов. В-третьих, рост тарифа РЖД пропорционально ИЦД неизбежно отразится на стоимости массовых грузов на внутреннем рынке: еще сильнее подорожают уголь, нефтеналивные грузы, строительные материалы, черные металлы, зерно. Может возникнуть инфляционная спираль, когда в ответ на рост тарифа РЖД растут цены на сырьевые товары на внутреннем рынке. Это по цепочке дополнительно увеличит индекс ценового давления, что, в свою очередь, приведет к очередному росту тарифа РЖД.

Таким образом, переход к ИЦД может спровоцировать дополнительный рост инфляции для экономики и конечных потребителей – этот внешний эффект станет платой за более комфортные условия бизнеса для РЖД. Любые изменения тарифов естественных монополий должны учитывать подобные внешние эффекты. Кроме того, такие изменения должны быть полезны для всех: и для перевозчика, и для грузоотправителей, и для конечных потребителей. Проинфляционные предложения – точно не лучший способ индексировать тарифы на железнодорожные перевозки.


Банк «Открытие» входит в перечень системообразующих кредитных организаций, утвержденный Банком России; развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. Дочерние компании банка занимают лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка: страховые компании «Росгосстрах» и «Росгосстрах Жизнь», «Открытие Брокер», Управляющая компания «Открытие», «НПФ Открытие», АО «Балтийский лизинг», ООО «Открытый лизинг», ООО «Открытие Факторинг», «РГС Банк», АО «Таможенная карта». Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА («АА(RU)»), Эксперт РА («ruAA») и НКР («АA+.ru»), а также международными агентствами Fitch («BB+») и Moody’s («Ba2»). Стратегия развития банка предусматривает увеличение скорости, повышение качества обслуживания клиентов, а также реализацию передовых финтех-идей.

Запрещены комментарии, содержащие нецензурные выражения и противоречащие законодательству РФ. Редакция сайта за размещенные личные мнения, сообщения, опубликованные частными лицами, ответственности не несет.
Опрос

Поддерживаете ли вы введение обязательных QR-кодов?

  • Да, это лучше локдауна
    20%
  • Да, это стимулирует к (ре)вакцинации
    13%
  • Мне все равно, я не хожу на мероприятия
    9%
  • Нет, это ущемление прав
    45%
  • Нет, хватило бы масок, ПЦР-тестов и проверки температуры
    13%

Всего проголосовало: 638

Все опросы