Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») на основе данных компании Haraba проанализировали, как изменялись средние цены на наиболее востребованные машины с пробегом в течение февраля 2023 года. Оценка традиционно проводилась на рынке Москвы и Подмосковья, самом крупном регионе сегмента подержанных автомобилей России. Повышение курса рубля по отношению к основным валютам привело в феврале к тому, что большинство популярных автомобилей заметно подорожало. Сильнее других (+14%) росли в цене те машины, выпуск которых прекращен в России, а по каналам параллельного импорта поставок в тех же рыночных сегментах почти нет. Речь, в первую очередь, идет о Renault Duster, Hyundai Solaris и Creta.
Российский рынок автомобилей с пробегом традиционно реагирует на любые изменения в экономике страны оперативнее ритейла новых машин. Вот и в феврале достаточно было курсу рубля к основным валютам пойти вверх, как продавцы подержанной техники почти мгновенно отреагировали на это ростом «аппетитов» по прибыли сделок. Причем активнее всего росли в цене те машины, которые больше не выпускаются в России и их почти не поставляют по каналам параллельного импорта.
Так, сильнее других, на 14,3%, подорожал Renault Duster. В феврале средний «прайс» на эту машину стала подбираться к 1,6 млн рублей. И уже превысил ту цену, за которую кроссовер продавался на вторичном рынке год назад, до начала массового введения санкций. В то время как в январе текущего года Duster-«трехлетку» в хорошем состоянии еще можно было найти дешевле 1,4 млн рублей.
Неприятным для любого покупателя подорожанием отметился и другой, в прежние времена самый популярный в России, кроссовер Hyundai Creta (1,76 млн; +14%). За его «однофамильца» Hyundai Solaris продавцы стали просить, в среднем, 1,39 млн (+14,1%). Оба корейца стоят теперь почти на 100 тыс. больше, чем год назад. Их соотечественники – Kia K5, Sportage и Rio – прибавили за февраль в цене чуть скромнее (по 6-9%). Причем в этой «троице» только кроссовер пока можно приобрести чуть дешевле, чем за него просили в феврале 2022 года. Еще два популярных «корейца», попавших в топ-20 (Hyundai Santa Fe и Tucson), в феврале также прибавили, но чуть меньше – 1% и 4,5% соответственно.
Официальных поставок в Россию от импортера Mitsubishi Outlander нет уже почти год. Примерно столько же этот автомобиль не выпускается на заводе в Калуге. При этом модель оказалась довольно популярной для завоза по параллельному импорту. Но чаще всего таким способом везут версии с мотором 2,4 литра, которые изначально дороже двухлитровых. В этом свете на рынке довольно весомо растет и средняя цена этой модели: по итогам февраля за машину просили, в среднем, 2,78 млн (+12% за месяц). Другие «японцы» (Toyota Camry, Prado и LC300) прибавили за февраль в цене не столь заметено – от 1 до 6%. А Toyota RAV-4 даже немного (–0,8%) подешевел.
В свою очередь, Lada Niva Travel и Volkswagen Tiguan отметились увеличением цены в районе 7%. По ним «аппетиты» продавцов уже превысили уровень февраля 2022 года. В случае с Niva Travel цены будут расти до тех пор, пока не насытится этот сегмент рынка – семейных, конструктивно простых и самых доступных вседорожников. С Volkswagen Tiguan ситуация немного интереснее. У дилеров весь прошлый год был довольно щедрый запас этих машин, собранных в России. К весне текущего года этот запас практически истощился. А те модели компактных кроссоверов Volkswagen, что везут к нам из Китая сами дилеры и частные продавцы, не могут в полной мере заменить прежний Tiguan. Дешеветь эта модель едва ли будет.
И наконец, в число незначительно подорожавших в феврале популярных моделей вошли также Skoda Octavia (+1,45%), Volkswagen Polo (+4,15%) и Mercedes-Benz E (+4,41%). Ценник конкурента «штутгартца» из Баварии – BMW 5 серии – колебался в пределах погрешности (–2,6%). Все эти модели довольно широко представлены на рынке, выбор по ним остается достаточно щедрым, а цены относительно стабильны и зависимы по большей части от внешних экономических факторов.
И только Lada Niva Legend оказалась единственной моделью, которая на вторичном рынке февраля подешевела сколько-нибудь значительно – на 14%. Авторитейл в целом за последние полгода довольно щедро наполнился этой моделью благодаря активной работе конвейера в Тольятти.
«Размеры вторичного рынка автомобилей в России остаются на порядок больше, чем объемы ритейла новых машин. Однако в силу снижения производства внутри России, сложностей с логистикой и финансовыми коридорами падает количество сделок и по машинам с пробегом. По разным оценкам, в текущем году это снижение может составить 9-10%. Естественно, что дефицит предложения будет способствовать дальнейшему росту цен. Причем среди относительно свежих "иномарок" возрастом до трех лет и ценой 1,5-2 млн этот рост будет наиболее хорошо заметен. А вот в более дорогих (ближе к 3 млн рублей и выше) сегментах, как мы и прогнозировали ранее, возможны корректировки цен в сторону уменьшения – за счет расширения поставок по параллельному импорту. Эти предположения останутся справедливы только в рамках относительно стабильного курса рубля и отсутствия изменений в таможенном и налоговом законодательствах», – комментирует руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.
Топ-20 популярных* автомобилей с пробегом по динамике изменения цен за февраль 2023 года
Марка и модель |
фев. 22 |
янв. 23 |
фев. 23 |
фев. 23 / янв. 23 |
|
1 |
Renault Duster |
1 507 242 |
1 375 190 |
1 571 274 |
14,26% |
2 |
Hyundai Solaris |
1 298 438 |
1 214 570 |
1 386 370 |
14,14% |
3 |
Hyundai Creta |
1 652 150 |
1 541 752 |
1 757 242 |
13,98% |
4 |
Mitsubishi Outlander |
2 383 424 |
2 477 832 |
2 776 563 |
12,06% |
5 |
Kia K5 |
2 470 417 |
2 322 222 |
2 540 995 |
9,42% |
6 |
Kia Sportage |
2 565 542 |
2 368 106 |
2 540 401 |
7,28% |
7 |
Lada Niva Travel |
1 151 512 |
1 103 800 |
1 182 556 |
7,13% |
8 |
Volkswagen Tiguan |
2 815 525 |
2 786 788 |
2 972 090 |
6,65% |
9 |
Kia Rio |
1 409 766 |
1 375 542 |
1 463 833 |
6,42% |
10 |
Toyota LC Prado |
5 793 054 |
5 913 204 |
6 275 830 |
6,13% |
11 |
Hyundai Santa Fe |
3 623 798 |
3 470 919 |
3 626 043 |
4,47% |
12 |
Mercedes-Benz E |
4 168 386 |
3 985 123 |
4 160 695 |
4,41% |
13 |
Volkswagen Polo |
1 298 353 |
1 265 216 |
1 317 676 |
4,15% |
14 |
Toyota LC300 |
7 818 403 |
7 549 545 |
7 854 393 |
4,04% |
15 |
Skoda Octavia |
1 826 306 |
1 794 417 |
1 820 484 |
1,45% |
16 |
Toyota Camry |
2 981 338 |
2 968 128 |
2 998 139 |
1,01% |
17 |
Hyundai Tucson |
2 838 299 |
2 840 093 |
2 867 525 |
0,97% |
18 |
Toyota RAV4 |
3 247 359 |
3 265 490 |
3 239 873 |
-0,78% |
19 |
BMW 5 |
4 554 506 |
4 453 306 |
4 338 959 |
-2,57% |
20 |
Lada Niva Legend |
913 041 |
1 006 769 |
865 031 |
-14,08% |
Источник данных: компания Haraba
*на рынке а/м до трех лет в Москве и Подмосковье
Банк «Открытие» входит в Группу ВТБ и внесен в перечень системообразующих кредитных организаций, утвержденный Банком России; развивает все основные направления бизнеса классического универсального банка: корпоративный, инвестиционный, розничный, МСБ и Private Banking. Дочерние компании банка занимают лидирующие позиции в ключевых сегментах финансового рынка: страховые компании «Росгосстрах» и «Росгосстрах Жизнь», «Открытие Инвестиции» (бренд, включающий продукты брокерской компании и УК «Открытие»), «НПФ Открытие», ООО «Открытие Факторинг» и др. Надежность банка подтверждена рейтингами российских агентств АКРА («АА(RU)»), Эксперт РА («ruAA») и НКР («АA+.ru»).
«Открытие Авто» – блок автобизнеса в банке «Открытие». Создан на основе РГС Банка, присоединившегося к «ФК Открытие» 1 мая 2022 года. Входит в топ-5 ключевых игроков рынка по портфелю и топ-3 по объему выдач автокредитов. Партнерская сеть превышает 3,9 тыс. автосалонов по всей России. Корпоративные клиенты «Открытие Авто» выпускают более 65% всех новых HCV и LCV в РФ. Пять из топ-10 российских автодилеров являются клиентами банка.