На прошлой неделе председатель комитета Госдумы Тамара Плетнева направила в Минпромторг письмо, в котором просит главу ведомства Дениса Мантурова сообщить, имеет ли «Калугапутьмаш» подтвержденный статус производителя трамвайных вагонов на территории РФ. Интерес депутата не праздный, если учитывать планы калужского предприятия, входящего в АО «Синара – Транспортные машины», выпускать трамваи по лицензии чешской компании «Шкода». Притом что закупка иностранных трамваев в России запрещена, а в стране имеются собственные предприятия, тратить средства на развитие которых справедливее, чем поддерживать экономику Чехии, входящей в НАТО и выступающей за санкции против России. Импорт чешских трамваев – это также недополученные налоги, недозагруженные мощности отечественных предприятий, в частности, Усть-Катавского вагоностроительного завода (УКВЗ). Вряд ли такая перспектива кому-то понравится, но для чего тогда в Калуге хотят делать трамвай по чешской лицензии?
По задумке руководства «Синары», продукция будет собираться на калужской промплощадке, а первые трамваи различной секционности для Москвы и Санкт-Петербурга будут готовы в середине следующего года. И якобы уральцы вместе с чешской компанией уже ведут об этом переговоры с руководством обеих агломераций.
Наличие у предприятия подтверждения о производстве продукции в России – принципиально важный вопрос, поскольку согласно постановлению правительства РФ № 616 от 30 апреля 2020 года для государственных и муниципальных нужд запрещено закупать различную иностранную железнодорожную технику и трамваи. Сведения о российской продукции заносятся в специальный реестр, размещенный на сайте Минпромторга. На сегодняшний день трамваев производства «Калугапутьмаша» в нем нет, а значит, логично предположить, что и заключения о подтверждении статуса производителя трамвайных вагонов на территории России – в соответствии с постановлением правительства РФ № 719 – у предприятия нет. Исходя из этого, перспективы реализации калужской техники в России представляются туманными. К тому же, завод «Калугапутьмаш» специализируется на производстве путевой техники и никогда не выпускал трамвайные вагоны.
При таком раскладе деятельность «Синары» больше похожа на прикрытие для иностранных производителей, которое необходимо им для выхода на российский рынок. Интеллектуальная собственность на продукт будет принадлежать зарубежному партнеру, он останется разработчиком и производителем наиболее сложных, наукоемких и дорогих компонентов. Выпущенный, пусть и на калужском заводе, трамвай в таком случае нельзя будет назвать российским. И значит, по рельсам российских городов вместо перспективных разработок отечественного производства будут ходить чешские трамваи.
В рамках обновления транспорта «иностранцы» могут поехать и по Челябинску. Заявка на такое обновление в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» уже направлена в министерство транспорта РФ. В 2021 году за счет федеральных средств в городе должны появиться 50 новых трамваев, еще 17 запрошены для Магнитогорска.
Разумеется, новые трамваи остро нужны областному центру. Из имеющихся 171 лишь 156 сейчас выходят на маршруты. Как известно, все они произведены на Усть-Катавском вагоностроительном заводе (УКВЗ). И средний возраст трамваев Челябинска – больше 25 лет. Только пять единиц транспорта выпущены в 2004 году и один – в 2014-м.
Большинство городских трамваев требуют замены. Причем предложить ее вновь может УКВЗ. Сейчас предприятие выпускает современные низкопольные трамваи большой вместимости. Они поставляются в крупные российские города, в том числе в Краснодар, Магнитогорск, Новокузнецк и другие. Доля усть-катавских трамваев в трампарке страны превышает 50%.
В том, что это качественно новый транспорт, челябинцы могли убедиться в ходе проведенных на городских улицах испытаний. И очевидно, что закупка для челябинского парка новых усть-катавских трамваев принесла бы двойную выгоду – улучшила бы транспортную систему города и принесла доходы предприятию региона. А что получат челябинцы, если вместо отечественных на улицы города выйдут чешские трамваи?
«Имея собственные предприятия, выпускающие современные трамваи, закупать импортные – глупо, если не сказать преступно. На сегодняшний день в развитие УКВЗ вкладываются средства, там работают наши земляки, которые могут остаться невостребованными, если вместо их продукции будет закупаться чешская. Взятый в стране курс на импортозамещение приносит свои плоды. Зачем же обесценивать их, позволяя кому-то играть не по правилам? Зачем поддерживать экономику страны, которую даже нельзя назвать другом России? Полагаю, что вместо этого стоит и дальше поддерживать отечественного производителя», – отмечает эксперт.
Аналогичными вопросами задается и Тамара Плетнева, представляющая в Госдуме фракцию КПРФ. Депутат обеспокоена тем, что закупка подвижного состава за границей по факту лишает работы россиян, которые могли бы быть задействованы в аналогичном производстве в своей стране. Одновременно сокращаются поступления в бюджеты всех уровней. «Получается, что вместо создания условий для развития собственной промышленности мы занимаемся поддержкой экономик других государств, часто ведущих недружественную политику по отношению к нашей стране», – говорится в запросе. Это, по мнению Плетневой, прямо противоречит курсу на импортозамещение, провозглашенному президентом и правительством России и успешно реализуемому на протяжении последних шести лет.
Депутат открыто говорит о негативных последствиях для УКВЗ, а также «Уралтрансмаша», где трудится в совокупности более 5 тыс. человек (предприятия входят в структуру Роскосмоса и Ростеха соответственно).
Еще в сентябре 2016 года президент Владимир Путин поставил задачу развивать импортозамещение и увеличивать долю гражданской продукции на предприятиях оборонной промышленности. Для Ростеха и Роскосмоса важным фактором, способствующим увеличению этой доли, является как раз трамвайное производство. Важно отметить, что эти две системообразующие госкорпорации в последние годы инвестировали существенные средства в создание новых моделей российских трамваев, тем самым не только занимаясь собственной диверсификацией, но и вкладываясь в развитие отечественного транспорта в целом.
В целом, как справедливо отмечается в депутатском запросе, закупка подвижного состава иностранного происхождения также несет существенные риски: «В любой момент могут быть перекрыты поставки запчастей и расходных материалов, прекращено фирменное сопровождение эксплуатации. Это приведет к невозможности использовать технику, она повиснет на балансе транспортных организаций мертвым грузом».
Такие риски неизбежно возникают при взаимодействии с любым иностранным производителем. Более того, ориентируясь на зарубежного партнера, отечественное предприятие попадает в зависимость и от курса валют. В случае падения курса рубля иностранная продукция автоматически окажется слишком дорогой как для приобретения, так и в обслуживании.