Нарушитель спровоцировал смертельное лобовое ДТП в Челябинской области
сегодня, 21:41 Происшествия
Магнитогорский «Металлург» 22 декабря по буллитам одолел «Нефтехимик»
сегодня, 21:30 Общество
Отключения воды, газа и электричества в Челябинске 23 декабря 2025 года
сегодня, 20:21 Общество
В Челябинской области осужден пенсионер, насмерть сбивший 5-летнего ребенка
сегодня, 19:51 Общество
У нелегальных торговцев в Челябинске изъяли свыше 1,3 тыс. хвойных деревьев
сегодня, 19:50 Общество
Десять самых необычных фактов о лошади – символе 2026 года
сегодня, 19:17 Общество
С водителя застрявшего на трамвайных путях в Челябинске автовоза потребуют 274 тыс. рублей
сегодня, 18:42 Общество
Жалоба Бастрыкину на опасную дорогу в Челябинской области вылилась в уголовное дело
сегодня, 18:29 Общество
В Челябинске за теракт задержана и арестована 20-летняя девушка
сегодня, 18:02 Общество
После служебной проверки ушел в отставку начальник УМВД по Челябинску
сегодня, 17:56 Политика
На Южном Урале задержан организатор схемы фиктивного трудоустройства мигрантов
сегодня, 17:11 Происшествия
После короткого потепления Урал накроют крепкие морозы
сегодня, 17:00 Общество
За смелость и отвагу награждены четыре медработника Челябинской области
сегодня, 16:44 Общество
Увольняется главный эксперт-аналитик правительства Челябинской области
сегодня, 16:30 Политика
В Челябинской области презентовали книгу о погибшем на СВО учителе истории
сегодня, 16:19 Общество
Полиция назвала самые распространенные в 2025 году схемы обмана россиян
сегодня, 16:11 Происшествия
В Россию через Челябинскую область за неделю ввезли 600 тонн импортных овощей и фруктов
сегодня, 15:53 Общество
В Челябинске средняя цена квадратного метра в новостройках увеличилась на 13%
сегодня, 15:31 Экономика
В Челябинске в ДТП пострадали трехлетний мальчик и его отец
сегодня, 15:09 Происшествия
Декабрь в Челябинской области пошел вразнос: погода предновогодней недели
сегодня, 14:31 Общество
Билет гослотереи принес жителю Челябинской области более 1,3 млн рублей
сегодня, 14:17 Общество
Представители Челябинской области стали призерами чемпионата России по шорт-треку
сегодня, 14:10 Общество
Лучшим новичком КХЛ впервые в карьере признан Игорь Нечаев из «Металлурга»
сегодня, 14:05 Общество
Синоптики рассказали о погоде в Челябинской области 23 декабря
сегодня, 13:45 Общество
В Челябинске суд оставил в СИЗО сотрудниц налоговой службы, обвиняемых в коррупции
сегодня, 13:01 Общество
В Челябинской области пенсионер погиб во время пожара в деревянном доме
сегодня, 12:36 Происшествия
Авиарейс Челябинск – Пхукет 22 декабря задерживается на четыре часа
сегодня, 12:32 Общество
Участок трассы М-5 в Челябинской области перекрыт для ликвидации последствий ДТП
сегодня, 12:23 Происшествия
Группу вымогателей денег у бойца СВО задержали полицейские Челябинской области
сегодня, 11:51 Происшествия
В Челябинской области 132 школы ушли на карантин или дистант по гриппу
сегодня, 11:28 Общество
Отловом бездомных собак с 2026 года займется муниципальная служба
сегодня, 11:18 Общество
В Челябинской области за минувшую неделю задержали 201 пьяного водителя
сегодня, 11:09 Общество
Синоптики предупредили о надвигающихся на Урал 35-градусных морозах
сегодня, 10:45 Общество
Главк МВД назначил служебную проверку после задержания начальника полиции Магнитогорска
сегодня, 10:36 Общество
Карантин по гриппу и ОРВИ в школах Трехгорного продлили до конца 2025 года
сегодня, 10:19 Общество
СРОЧНО! ФСБ задержала начальника УМВД Магнитогорска полковника Козицына
сегодня, 09:39 Общество
Челябинская область поднялась в итоговом комплексном рейтинге регионов
сегодня, 09:29 Экономика
Специалисты рассказали, почему в нацпарке «Таганай» краснеют деревья
сегодня, 09:13 Общество
Жители Челябинской области отправили Путину рекордные 67 тыс. обращений
сегодня, 08:29 Общество
В России началась последняя в 2025 году пятидневная рабочая неделя
сегодня, 08:18 Общество

Отечественное производство или «ширма» для импорта?

5 октября 2020 года, 16:29
- T +
Печать

На прошлой неделе председатель комитета Госдумы Тамара Плетнева направила в Минпромторг письмо, в котором просит главу ведомства Дениса Мантурова сообщить, имеет ли «Калугапутьмаш» подтвержденный статус производителя трамвайных вагонов на территории РФ. Интерес депутата не праздный, если учитывать планы калужского предприятия, входящего в АО «Синара – Транспортные машины», выпускать трамваи по лицензии чешской компании «Шкода». Притом что закупка иностранных трамваев в России запрещена, а в стране имеются собственные предприятия, тратить средства на развитие которых справедливее, чем поддерживать экономику Чехии, входящей в НАТО и выступающей за санкции против России. Импорт чешских трамваев – это также недополученные налоги, недозагруженные мощности отечественных предприятий, в частности, Усть-Катавского вагоностроительного завода (УКВЗ). Вряд ли такая перспектива кому-то понравится, но для чего тогда в Калуге хотят делать трамвай по чешской лицензии?

По задумке руководства «Синары», продукция будет собираться на калужской промплощадке, а первые трамваи различной секционности для Москвы и Санкт-Петербурга будут готовы в середине следующего года. И якобы уральцы вместе с чешской компанией уже ведут об этом переговоры с руководством обеих агломераций.

Наличие у предприятия подтверждения о производстве продукции в России – принципиально важный вопрос, поскольку согласно постановлению правительства РФ № 616 от 30 апреля 2020 года для государственных и муниципальных нужд запрещено закупать различную иностранную железнодорожную технику и трамваи. Сведения о российской продукции заносятся в специальный реестр, размещенный на сайте Минпромторга. На сегодняшний день трамваев производства «Калугапутьмаша» в нем нет, а значит, логично предположить, что и заключения о подтверждении статуса производителя трамвайных вагонов на территории России – в соответствии с постановлением правительства РФ № 719 – у предприятия нет. Исходя из этого, перспективы реализации калужской техники в России представляются туманными. К тому же, завод «Калугапутьмаш» специализируется на производстве путевой техники и никогда не выпускал трамвайные вагоны.

При таком раскладе деятельность «Синары» больше похожа на прикрытие для иностранных производителей, которое необходимо им для выхода на российский рынок. Интеллектуальная собственность на продукт будет принадлежать зарубежному партнеру, он останется разработчиком и производителем наиболее сложных, наукоемких и дорогих компонентов. Выпущенный, пусть и на калужском заводе, трамвай в таком случае нельзя будет назвать российским. И значит, по рельсам российских городов вместо перспективных разработок отечественного производства будут ходить чешские трамваи.

В рамках обновления транспорта «иностранцы» могут поехать и по Челябинску. Заявка на такое обновление в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» уже направлена в министерство транспорта РФ. В 2021 году за счет федеральных средств в городе должны появиться 50 новых трамваев, еще 17 запрошены для Магнитогорска.

Разумеется, новые трамваи остро нужны областному центру. Из имеющихся 171 лишь 156 сейчас выходят на маршруты. Как известно, все они произведены на Усть-Катавском вагоностроительном заводе (УКВЗ). И средний возраст трамваев Челябинска – больше 25 лет. Только пять единиц транспорта выпущены в 2004 году и один – в 2014-м.

Большинство городских трамваев требуют замены. Причем предложить ее вновь может УКВЗ. Сейчас предприятие выпускает современные низкопольные трамваи большой вместимости. Они поставляются в крупные российские города, в том числе в Краснодар, Магнитогорск, Новокузнецк и другие. Доля усть-катавских трамваев в трампарке страны превышает 50%.

В том, что это качественно новый транспорт, челябинцы могли убедиться в ходе проведенных на городских улицах испытаний. И очевидно, что закупка для челябинского парка новых усть-катавских трамваев принесла бы двойную выгоду – улучшила бы транспортную систему города и принесла доходы предприятию региона. А что получат челябинцы, если вместо отечественных на улицы города выйдут чешские трамваи?

«Имея собственные предприятия, выпускающие современные трамваи, закупать импортные – глупо, если не сказать преступно. На сегодняшний день в развитие УКВЗ вкладываются средства, там работают наши земляки, которые могут остаться невостребованными, если вместо их продукции будет закупаться чешская. Взятый в стране курс на импортозамещение приносит свои плоды. Зачем же обесценивать их, позволяя кому-то играть не по правилам? Зачем поддерживать экономику страны, которую даже нельзя назвать другом России? Полагаю, что вместо этого стоит и дальше поддерживать отечественного производителя», – отмечает эксперт.

Аналогичными вопросами задается и Тамара Плетнева, представляющая в Госдуме фракцию КПРФ. Депутат обеспокоена тем, что закупка подвижного состава за границей по факту лишает работы россиян, которые могли бы быть задействованы в аналогичном производстве в своей стране. Одновременно сокращаются поступления в бюджеты всех уровней. «Получается, что вместо создания условий для развития собственной промышленности мы занимаемся поддержкой экономик других государств, часто ведущих недружественную политику по отношению к нашей стране», – говорится в запросе. Это, по мнению Плетневой, прямо противоречит курсу на импортозамещение, провозглашенному президентом и правительством России и успешно реализуемому на протяжении последних шести лет.

 Депутат открыто говорит о негативных последствиях для УКВЗ, а также «Уралтрансмаша», где трудится в совокупности более 5 тыс. человек (предприятия входят в структуру Роскосмоса и Ростеха соответственно).

Еще в сентябре 2016 года президент Владимир Путин поставил задачу развивать импортозамещение и увеличивать долю гражданской продукции на предприятиях оборонной промышленности. Для Ростеха и Роскосмоса важным фактором, способствующим увеличению этой доли, является как раз трамвайное производство. Важно отметить, что эти две системообразующие госкорпорации в последние годы инвестировали существенные средства в создание новых моделей российских трамваев, тем самым не только занимаясь собственной диверсификацией, но и вкладываясь в развитие отечественного транспорта в целом.

В целом, как справедливо отмечается в депутатском запросе, закупка подвижного состава иностранного происхождения также несет существенные риски: «В любой момент могут быть перекрыты поставки запчастей и расходных материалов, прекращено фирменное сопровождение эксплуатации. Это приведет к невозможности использовать технику, она повиснет на балансе транспортных организаций мертвым грузом».

Такие риски неизбежно возникают при взаимодействии с любым иностранным производителем. Более того, ориентируясь на зарубежного партнера, отечественное предприятие попадает в зависимость и от курса валют. В случае падения курса рубля иностранная продукция автоматически окажется слишком дорогой как для приобретения, так и в обслуживании.

Экономика / другие новости из раздела

В Челябинске средняя цена квадратного метра в новостройках увеличилась на 13% Челябинская область поднялась в итоговом комплексном рейтинге регионов В Снежинске состоялось заседание научно-технического совета № 7 Росатома Известного челябинского застройщика просят признать банкротом Первый локализованный фронтальный погрузчик создали в Челябинской области «Яндекс»: Продажи новостроек в Челябинске сократились на 16% Челябинская область планирует нарастить темпы строительства жилья до 3 млн «квадратов» в год «Циан»: В Челябинске новостройки как минимум на 50% дороже готового жилья Бывшему гендиректору челябинского завода и бизнесмену предъявили долги на 219 млн Взыскание 57 млн с челябинского Миндора в пользу завода Роскосмоса признано законным До 2030 года на замену лифтов в Челябинской области направят 10,7 млрд рублей ТМК закрыла сделку по продаже Челябинского завода металлоконструкций
Опрос