В Челябинской области у пенсионера с деменцией через суд отобрали водительские права
сегодня, 08:38 Общество
На улицы Челябинска выпустили «движущийся огонек»: найти его можно до 12 января
сегодня, 07:55 Общество
Абросимов день: 20 декабря нельзя ходить в яркой одежде и веселиться
сегодня, 07:35 Общество
Невероятные температурные качели ждут жителей Челябинской области
сегодня, 07:11 Общество
Челябинский «Трактор» проиграл пятый матч кряду, уступив «Металлургу»
вчера, 21:23 Общество
Всплывает все больше неприятных деталей вокруг долгостроя в «путинском» поселке
вчера, 19:01 Общество
В Челябинске семь лет колонии дали виновнику ДТП, в котором погиб ребенок
вчера, 18:48 Общество
На Южном Урале пытавшийся проскочить на красный водитель сбил ребенка
вчера, 18:44 Происшествия
Бастрыкин велел доложить историю с долгостроем в «путинском» поселке на Южном Урале
вчера, 18:19 Общество
Путин лично изучит документы по недостроенному ФОКу в Челябинской области
вчера, 17:40 Общество
В Челябинске наказали водителя иномарки с блатными номерами за парковку под спецзнаком
вчера, 16:41 Общество
Известного челябинского застройщика просят признать банкротом
вчера, 16:35 Экономика
Челябинская чиновница пошла на повышение, став заместителем министра
вчера, 16:12 Политика
Высокопоставленному москвичу утвердили приговор за коррупцию в Челябинске
вчера, 15:58 Общество
Банк России снизил ключевую ставку до 16% с 16,5% годовых
вчера, 15:37 Финансы
ГАИ Челябинска провела рейд возле школ: 14 родителей получили «административку»
вчера, 15:32 Общество
Первый локализованный фронтальный погрузчик создали в Челябинской области
вчера, 15:10 Экономика
Услугу «Победы» по выбору мест для совместного с детьми перелета признали незаконной
вчера, 14:51 Общество
Итоги 2025 года с Владимиром Путиным: главные заявления
вчера, 14:26 Общество
Челябинскую область в выходные ждет «нестандартная» погода
вчера, 14:10 Общество
С 20 декабря возобновляет работу мультимодальный маршрут до ГЛК «Завьялиха»
вчера, 13:51 Общество
«Яндекс»: Продажи новостроек в Челябинске сократились на 16%
вчера, 13:47 Экономика
Жителей Челябинской области предупредили о 36-градусных морозах
вчера, 13:33 Общество
ВНИМАНИЕ. Резкое похолодание прогнозируется в регионах Урала 20 и 21 декабря
вчера, 13:29 Общество
В 2025 году у жителей Челябинской области изъяли 26 заброшенных земельных участков
вчера, 13:11 Общество
Челябинские полицейские задержали 69-летнюю карманницу, орудовавшую в магазинах
вчера, 12:18 Происшествия
В Озерске все школы до 27 декабря оставили на дистанте из-за ОРВИ и гриппа
вчера, 11:47 Общество
ГАИ Челябинской области сообщила график работы в новогодние каникулы
вчера, 11:38 Общество
В Челябинской области в 2025 году ликвидировали 8 подпольных оружейных мастерских
вчера, 11:29 Общество
Комитет по культуре Челябинска возглавил Юрий Леончик
вчера, 11:07 Политика
С бывшего директора центрального парка Челябинска требуют 62,6 млн рублей
вчера, 11:01 Общество
В Челябинской области за 2025 год ФСБ предотвратила 14 терактов и диверсий
вчера, 10:47 Общество
Под Челябинском на 90 суток из-за антисанитарии закрыли рехаб
вчера, 10:21 Общество
Открыто движение автобусов и грузовиков на М-5 в Челябинской области
вчера, 10:09 Общество
В Челябинской области бизнесвумен отсудила у коуча свыше 500 тыс. за неисполнительность
вчера, 09:37 Общество
«ЧелябГЭТ» после резонанса отменил покупку семиместного электромобиля за 5 млн
вчера, 09:16 Общество
У челябинца после «пьяной» поездки в пользу государства конфисковали Volkswagen Polo
вчера, 09:07 Общество
Жители Челябинской области записали видеообращение к Путину: «Больше нет веры»
вчера, 08:20 Общество
Корешков дебютирует на посту главного тренера «Трактора» в дерби с «Металлургом»
вчера, 07:58 Общество
Николай Чудотворец: как 19 декабря не обидеть самого почитаемого святого
вчера, 07:20 Общество

Отечественное производство или «ширма» для импорта?

Экономика
5 октября 2020 года, 16:29
- T +

На прошлой неделе председатель комитета Госдумы Тамара Плетнева направила в Минпромторг письмо, в котором просит главу ведомства Дениса Мантурова сообщить, имеет ли «Калугапутьмаш» подтвержденный статус производителя трамвайных вагонов на территории РФ. Интерес депутата не праздный, если учитывать планы калужского предприятия, входящего в АО «Синара – Транспортные машины», выпускать трамваи по лицензии чешской компании «Шкода». Притом что закупка иностранных трамваев в России запрещена, а в стране имеются собственные предприятия, тратить средства на развитие которых справедливее, чем поддерживать экономику Чехии, входящей в НАТО и выступающей за санкции против России. Импорт чешских трамваев – это также недополученные налоги, недозагруженные мощности отечественных предприятий, в частности, Усть-Катавского вагоностроительного завода (УКВЗ). Вряд ли такая перспектива кому-то понравится, но для чего тогда в Калуге хотят делать трамвай по чешской лицензии?

По задумке руководства «Синары», продукция будет собираться на калужской промплощадке, а первые трамваи различной секционности для Москвы и Санкт-Петербурга будут готовы в середине следующего года. И якобы уральцы вместе с чешской компанией уже ведут об этом переговоры с руководством обеих агломераций.

Наличие у предприятия подтверждения о производстве продукции в России – принципиально важный вопрос, поскольку согласно постановлению правительства РФ № 616 от 30 апреля 2020 года для государственных и муниципальных нужд запрещено закупать различную иностранную железнодорожную технику и трамваи. Сведения о российской продукции заносятся в специальный реестр, размещенный на сайте Минпромторга. На сегодняшний день трамваев производства «Калугапутьмаша» в нем нет, а значит, логично предположить, что и заключения о подтверждении статуса производителя трамвайных вагонов на территории России – в соответствии с постановлением правительства РФ № 719 – у предприятия нет. Исходя из этого, перспективы реализации калужской техники в России представляются туманными. К тому же, завод «Калугапутьмаш» специализируется на производстве путевой техники и никогда не выпускал трамвайные вагоны.

При таком раскладе деятельность «Синары» больше похожа на прикрытие для иностранных производителей, которое необходимо им для выхода на российский рынок. Интеллектуальная собственность на продукт будет принадлежать зарубежному партнеру, он останется разработчиком и производителем наиболее сложных, наукоемких и дорогих компонентов. Выпущенный, пусть и на калужском заводе, трамвай в таком случае нельзя будет назвать российским. И значит, по рельсам российских городов вместо перспективных разработок отечественного производства будут ходить чешские трамваи.

В рамках обновления транспорта «иностранцы» могут поехать и по Челябинску. Заявка на такое обновление в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» уже направлена в министерство транспорта РФ. В 2021 году за счет федеральных средств в городе должны появиться 50 новых трамваев, еще 17 запрошены для Магнитогорска.

Разумеется, новые трамваи остро нужны областному центру. Из имеющихся 171 лишь 156 сейчас выходят на маршруты. Как известно, все они произведены на Усть-Катавском вагоностроительном заводе (УКВЗ). И средний возраст трамваев Челябинска – больше 25 лет. Только пять единиц транспорта выпущены в 2004 году и один – в 2014-м.

Большинство городских трамваев требуют замены. Причем предложить ее вновь может УКВЗ. Сейчас предприятие выпускает современные низкопольные трамваи большой вместимости. Они поставляются в крупные российские города, в том числе в Краснодар, Магнитогорск, Новокузнецк и другие. Доля усть-катавских трамваев в трампарке страны превышает 50%.

В том, что это качественно новый транспорт, челябинцы могли убедиться в ходе проведенных на городских улицах испытаний. И очевидно, что закупка для челябинского парка новых усть-катавских трамваев принесла бы двойную выгоду – улучшила бы транспортную систему города и принесла доходы предприятию региона. А что получат челябинцы, если вместо отечественных на улицы города выйдут чешские трамваи?

«Имея собственные предприятия, выпускающие современные трамваи, закупать импортные – глупо, если не сказать преступно. На сегодняшний день в развитие УКВЗ вкладываются средства, там работают наши земляки, которые могут остаться невостребованными, если вместо их продукции будет закупаться чешская. Взятый в стране курс на импортозамещение приносит свои плоды. Зачем же обесценивать их, позволяя кому-то играть не по правилам? Зачем поддерживать экономику страны, которую даже нельзя назвать другом России? Полагаю, что вместо этого стоит и дальше поддерживать отечественного производителя», – отмечает эксперт.

Аналогичными вопросами задается и Тамара Плетнева, представляющая в Госдуме фракцию КПРФ. Депутат обеспокоена тем, что закупка подвижного состава за границей по факту лишает работы россиян, которые могли бы быть задействованы в аналогичном производстве в своей стране. Одновременно сокращаются поступления в бюджеты всех уровней. «Получается, что вместо создания условий для развития собственной промышленности мы занимаемся поддержкой экономик других государств, часто ведущих недружественную политику по отношению к нашей стране», – говорится в запросе. Это, по мнению Плетневой, прямо противоречит курсу на импортозамещение, провозглашенному президентом и правительством России и успешно реализуемому на протяжении последних шести лет.

 Депутат открыто говорит о негативных последствиях для УКВЗ, а также «Уралтрансмаша», где трудится в совокупности более 5 тыс. человек (предприятия входят в структуру Роскосмоса и Ростеха соответственно).

Еще в сентябре 2016 года президент Владимир Путин поставил задачу развивать импортозамещение и увеличивать долю гражданской продукции на предприятиях оборонной промышленности. Для Ростеха и Роскосмоса важным фактором, способствующим увеличению этой доли, является как раз трамвайное производство. Важно отметить, что эти две системообразующие госкорпорации в последние годы инвестировали существенные средства в создание новых моделей российских трамваев, тем самым не только занимаясь собственной диверсификацией, но и вкладываясь в развитие отечественного транспорта в целом.

В целом, как справедливо отмечается в депутатском запросе, закупка подвижного состава иностранного происхождения также несет существенные риски: «В любой момент могут быть перекрыты поставки запчастей и расходных материалов, прекращено фирменное сопровождение эксплуатации. Это приведет к невозможности использовать технику, она повиснет на балансе транспортных организаций мертвым грузом».

Такие риски неизбежно возникают при взаимодействии с любым иностранным производителем. Более того, ориентируясь на зарубежного партнера, отечественное предприятие попадает в зависимость и от курса валют. В случае падения курса рубля иностранная продукция автоматически окажется слишком дорогой как для приобретения, так и в обслуживании.

Экономика / другие новости из раздела

Известного челябинского застройщика просят признать банкротом Первый локализованный фронтальный погрузчик создали в Челябинской области «Яндекс»: Продажи новостроек в Челябинске сократились на 16% Челябинская область планирует нарастить темпы строительства жилья до 3 млн «квадратов» в год «Циан»: В Челябинске новостройки как минимум на 50% дороже готового жилья Бывшему гендиректору челябинского завода и бизнесмену предъявили долги на 219 млн Взыскание 57 млн с челябинского Миндора в пользу завода Роскосмоса признано законным До 2030 года на замену лифтов в Челябинской области направят 10,7 млрд рублей ТМК закрыла сделку по продаже Челябинского завода металлоконструкций Челябинская область сохранила 22 позицию в важном рейтинге правительства РФ В Челябинской области запретили работу завода среди жилых домов Инфляция в Челябинской области по итогам ноября снизилась до 6,11%
Опрос