Началось формирование проектной компании для реализации проекта скоростной магистрали Екатеринбург – Челябинск – соглашение о создании хозяйственного партнерства «Уральская скоростная магистраль» подписано между министерством имущества и природных ресурсов региона и Федеральным центром проектного финансирования, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на пресс-службу правительства.
Партнерство создается для подготовки частного инвестора-концессионера и необходимого комплекта предпроектной документации для реализации инвестпроекта скоростной ж/д магистрали Екатеринбург – Челябинск. Проект будет реализован по схеме концессионного соглашения в порядке частной инициативы.
Проектная компания обеспечит разработку предварительного технико-экономического обоснования, организационно-правовой схемы и структуры финансирования, которые необходимы для формирования предложения о заключении концессионного соглашения. Также в ее задачи входит поиск инвесторов и формирование пула индустриальных предприятий, заинтересованных в реализации проекта.
Строительство магистрали будет обеспечиваться за счет собственных средств частного инвестора (концессионера) и привлеченного финансирования. Возврат инвестиций обеспечивается на этапе эксплуатации магистрали за счет генерируемых эффектов от реализации проекта.
Как ожидают разработчики проекта, создание часовой доступности между двумя городами-миллионниками позволит сформировать на их базе единую агломерацию Уральского региона с населением более 3 млн человек, включающую Озерск, Снежинск, Касли, Кыштым, Копейск и Сысерть. Такая агломерация, обеспеченная двумя международными аэропортами, двумя крупнейшими железнодорожными узлами региона, уникальными рекреационными возможностями и кадровым потенциалом крупнейших оборонно-промышленных, научных и производственных центров Урала, сформирует принципиально новое поле инвестиционных возможностей.
Предварительная стоимость строительства магистрали составляет 122,6 млрд рублей. С учетом прогнозных цен на период 2016-2019 годов, а стоимость проекта c привлечением возможных затрат на строительство депо составит порядка 165 млрд рублей.
«Чтобы обеспечить достойное качество жизни людей, Челябинская область должна быть глобально конкурентоспособна. Запуск крупных инфраструктурных проектов развития является одним из немногих путей обеспечения такой конкурентоспособности. Если сегодня мы не будем претендовать на роль макрорегионального лидера, то завтра рискуем обнаружить себя на экономических и технологических задворках. Скоростная магистраль – очень амбициозный проект, который основывается на холодном математическом расчете», – отметил вице-губернатор Челябинской области Руслан Гаттаров.
Как отметил управляющий директор Федерального центра проектного финансирования Илья Пономарев, предварительные расчеты свидетельствуют о финансовой эффективности и инвестиционной привлекательности проекта для частного бизнеса, что в целом позволяет рассчитывать на привлечение финансовых ресурсов с рынка капитала.
«Этот проект олицетворяет новый этап инвестиционных проектов в инфраструктуре, когда государство берет на себя гарантии надежности инвестиций, а фондирование привлекается с рынка. Очень важно обеспечить условия для привлечения инвестиций, а это возможно при эффективном разделении рисков между частным инвестором и государством», – отметил Пономарев.
Проект скоростной магистрали Екатеринбург –Челябинск включен в первый этап (2015-2020 годы) реализации пилотных проектов Программы организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации ОАО «РЖД». По результатам оценки агломерационных и мультипликативных эффектов установлено, что прирост ВРП Свердловской и Челябинской областей за счет реализации проекта за период 2016-2030 годов составит 1,27 трлн рублей.
Дополнительные доходы консолидированного бюджета РФ от реализации проекта до 2030 года могут составить более 237 млрд рублей. Возникновение этих эффектов обусловлено объединением двух агломераций и возникновением конурбации «Екатеринбург – Челябинск», увеличением мобильности населения и активизацией промышленного комплекса УрФО. Кроме того, большая часть производства продукции для строительства и эксплуатации СМ Екатеринбург – Челябинск может быть локализована на территории Свердловской и Челябинской областей, что позволит загрузить существующие машиностроительные, металлургические и строительные предприятия регионов.
Проект предполагает строительство новой двухпутной линии с прохождением через три ключевых станции: Екатеринбург, Касли и Челябинск. Предварительно общая протяженность магистрали составит около 238 км. Движение по данному маршруту будет осуществляться как скоростными, так и ускоренными региональными поездами. Время в пути скоростного поезда составит 1 ч 10 мин, ускоренного регионального поезда – 2 ч 15 минут. Маршрут ускоренного регионального поезда пройдет через Екатеринбург, аэропорт Кольцово, Сысерть, Снежинск, Касли, Кыштым и далее вдоль существующего участка Кыштым – Челябинск. В Каслях планируется создание мультимодального пересадочного узла.