Правила застройки городов и других населенных пунктов в России в скором времени могут серьезно измениться, необходимые для этого поправки в Градостроительный кодекс РФ, подготовленные федеральным министерством строительства, уже встретили острою реакцию участников градостроительной деятельности, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ».
Текст поправок, еще весной направленных в российский кабмин, оказался в распоряжении газеты «Ведомости». Их суть сводится к повышению роли генерального плана в осуществлении градостроительной деятельности. В Минстрое считают, что на основе генплана как основного документа развития территории должны осуществляться все стройки, а сам генплан должен содержать исчерпывающие сведения о градостроительном потенциале всей территории - вплоть до каждого объекта недвижимости. Исходя из этой задачи, документ обязан содержать не только данные о комплексном развитии города, но и детальное описание городских кварталов.
В министерстве уверены, что такое строгое регламентирование упорядочит градостроительную деятельность на местах и позволит эффективно бороться с нынешними градостроительными вольностями, допускаемыми местными чиновниками и близкими к ним девелоперами. Дело в том, что сейчас основной документ для получения разрешения на строительство для застройщиков – это градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Он содержит информацию о земельном участке и параметры его застройки. В Минстрое считают, что часто на местах посредством ГПЗУ буквально перекраивают города «под себя», допуская или даже ставя на поток решения, прямо противоположные ранее обозначенным целям территориального планирования. Не говоря уже о том, что у некоторых территорий и вовсе пока нет генеральных планов: законодательство хоть и обязало заиметь таковые, но дало отсрочку до 1 июля 2016 года.
В конечном итоге, предлагаемые меры обеспечат переход от строительства «квадратных метров» к строительству жилой среды, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Судя по реакции, которую удалось получить изданию, территориальные органы власти, как и застройщики, ожидаемо не в восторге от попыток министерства сделать отрасль более упорядоченной. Местные чиновники и застройщики опасаются, что изменения, наоборот, ее обрушат, потому что нанесут удар по сложившейся иерархии градостроительных документов, хотя министерство обещает предусмотреть двухлетний переходный период, который не отменит ранее выданные разрешения на строительство.
Эксперты согласны с тем, что предложения министерства направлены на то, чтобы сузить маневр для принятия решений в режиме ручного управления. Градостроительная сфера имеет слишком большое значение для настоящего и будущего городов, чтобы на нее влияли чьи-то сиюминутные интересы.
Вместе с тем, считает председатель комитета по градостроительству и вопросам строительной отрасли челябинского отделения «Опоры России» Андрей Бодрягин, и эти инициативы мало что изменят, если не заставить чиновников на местах поменять подходы к территориальному планированию. Пока в них много формального, в результате чего работа часто делается «для галочки», а документы территориального планирования получаются искусственными и неработоспособными.
«Генплан при нынешнем подходе – субъективный документ, его делает кто-то, основываясь на своем личном понимании развития города, и я даже могу назвать вам имя этого человека в Челябинске. Что он вложит в генплан – только ему и известно, хотя по идее это должно быть работой большого коллектива, причем при явном меньшинстве чиновников», – поделился Бодрягин в разговоре с корреспондентом Агентства новостей «Доступ».
По его словам, генплану должна предшествовать проработанная стратегия развития города, причем желательно как часть стратегии всего региона. На основе документов стратегического планирования должна формироваться градостроительная стратегия территорий – в формате мастер-плана, который указывает возможные пути развития, в том числе альтернативные. И только после этого формируется генплан, определяющий параметры строительства вплоть до состава кварталов и других детальных требований к будущей застройке.