На автомобильном заводе «Урал» (МИасс, Челябинская область) реализуется проект «Арктический автобус», финансирование которого частично обеспечивается субсидией Минобранауки РФ. Основными отличительными особенностями нового автомобиля стали утепленные и облегченные узлы и агрегаты.
В рамках первого этапа в конце 2021 года специалисты автозавода создали макетный образец, который отправился в Якутию на испытания, в ходе которых оцениваются работоспособность трансмиссионных агрегатов, систем управления и жизнеобеспечения в условиях низких температур.
От Миасса до места исследований автомобиль прошел около 6,5 тыс. километров, еще 2 тыс. км – преодолел в Якутске и его окрестностях на дорогах различных категорий, включая зимник на реке Лена. Испытания проводятся в условиях мороза – минимальная температура, зафиксированная испытателями в ходе работ, составила минус 45 градусов, что достаточно для проверки ряда систем и решений.
В исследованиях принимают участие специалисты автозавода (водители-испытатели и инженеры Центра прототипирования и испытаний), а также сотрудники Якутского центра стандартизации и метрологии, представители вузов.
В ходе испытаний все решения, принятые в рамках проекта, оправдали себя, все системы работали исправно, участники полностью удовлетворены ходом первого этапа. «Испытания автомобиля продолжаются. После прибытия макета с испытаний мы проанализируем полученную информацию и используем ее при разработке конструкторской документации на опытные образцы новых транспортных средств. Результаты испытаний покажут направления, в которых необходимо дальнейшее развитие технических решений для соответствия требованиям проекта», – комментирует руководитель проекта «Арктический автобус» Александр Елисеев.
В дальнейшем в рамках проекта запланировано создание двух опытных образцов новых транспортных средств – «Арктического автобуса» и «Арктического автопоезда с транспортируемым функциональным модулем». Они будут иметь узнаваемые черты автомобилей «Урал», но их отличия от привычных всем транспортных средств будут очевидны за счет новой конфигурации кузова, шин увеличенного диаметра и нового типа кабины.
Опытные образцы, которые появятся в 2023 году, помимо безопасной и комфортной перевозки людей в условиях экстремальных температур, будут предназначены для транспортировки функциональных модулей – специальных объектов, способных нести на себе оборудование, медицинские кабинеты, учебные классы, лаборатории, пункты проведения медосмотров или мобильные центры вакцинации – все то, что, в соответствии с целью проекта, необходимо для повышения доступности медицинских и социальных услуг в труднодоступных районах региона и обеспечения связанности территории Арктической зоны РФ.