Прямой ДОСТУП
Екимова Марина Владимировна
Заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области
Как осуществляется контроль финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков? Сколько в среднем за год проводится выездных и камеральных проверок? В чем состоит Концепция планирования выездных налоговых проверок? В каких предприятиях и отраслях чаще всего выявляются нарушения налогового законодательства? Можно ли самостоятельно уточнить свои налоговые обязательства? Что делается, чтобы работодатель платил зарплату не в конверте? Как налоговики противостоят незаконному возмещению из бюджета денежных средств?
Эти и многие другие вопросы вы можете задать заместителю руководителя УФНС России по Челябинской области Марине Екимовой.
Вопросы принимаются до 10 октября 2013 года. Обращаем внимание, что все сообщения проходят премодерацию.
Вопросы и ответы
- Ирина:
Скажите, пожалуйста, при закрытии ИП в какой срок надо подать справку о среднесписочной численности – в день закрытия или до 20 января следующего года?
- Екимова Марина Владимировна:
Порядок представления налогоплательщиками сведений о среднесписочной численности работников за прошедший календарный год установлен в пункте 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанные сведения представляются в налоговый орган не позднее 20 января текущего года.
Приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@ утверждена форма «Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год». При заполнении строки «Среднесписочная численность по состоянию на...» отражается среднесписочная численность работников индивидуального предпринимателя по состоянию на 1 января текущего года за предшествующий календарный год.
Таким образом, у индивидуального предпринимателя представившего 20.01.2013 года сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год по состоянию на 01.01.2013 года, обязанность вновь представлять указанные сведения на момент закрытия предпринимательской деятельности отсутствует.
Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год обязаны представлять только индивидуальные предприниматели, нанимавшие работников в течение соответствующего периода.
Соответствующие изменения в абзац 3 пункта 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации внесены Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 248-ФЗ.
- Людмила:
Добрый день, уточните, пожалуйста, действительно ли налоговая инспекция будет контролировать соблюдение кассовой дисциплины у предпринимателей? И как доказать, что выручка оприходована полностью, если в связи с применением ЕНВД кассового аппарата у нас нет.
- Екимова Марина Владимировна:
Пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05. 2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» установлено право для индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками ЕНВД, осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Однако, факт неприменения индивидуальным предпринимателем, являющимся плательщиком ЕНВД, при расчетах с покупателями кассовой техники не снимает с них обязанности по ведению кассовой книги.
Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 346.26 НК РФ плательщики ЕНВД обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность ведения кассовой книги при поступлении наличных денег прописана в Положении Банка России от 12.10.2011 № 373-П.
В пункте 5.1 Положения указано, что для учета поступающих в кассу наличных денег и выдаваемых из кассы, индивидуальный предприниматель ведет кассовую книгу. При этом данным Положением не предусмотрено каких-либо исключений из общего правила для индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД. Для ведения кассовых операций индивидуальный предприниматель определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с порядком, установленным в приложении 1 к Положению № 373-П. Наличные денежные средства сверх установленного индивидуальным предпринимателем лимита остатка, являющиеся согласно пункту 1.4 Положения № 373-П свободными денежными средствами, сдаются им на свой банковский счет.
Кассовая книга - это обязательный регистр для фирм и индивидуальных предпринимателей, учитывающий все поступления и расходование денежных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки как в организациях, так и у индивидуальных предпринимателей.
Приказом Минфина России от 17.10.2011 № 133н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - Регламент).
В Регламенте определена процедура проведения налоговыми органами проверок на предмет своевременного и полного отражения в учете выручки, полученной налогоплательщиками наличными денежными средствами.
Предметом государственного контроля (надзора) является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (пункт 5 Регламента).
Перечень документов, которые могут запросить сотрудники налоговых органов в ходе проверки, представлен в пункте 29 Регламента № 133н.
В него вошли следующие документы: приходные и расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, авансовые отчеты, кассовая книга, распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денежных средств, иные первичные учетные документы.
Таким образом, данными документами и подтверждается полнота оприходования выручки.
- Наталья Ивановна:
Добрый день, Марина Владимировна. А что значит "контроль финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков"? Т.е. это проверка оформления документов или полный анализ деятельности с целью выявления налоговых нарушений. И вообще, правомерно ли исключать из расходов при начислении налога на прибыль документ с незначительными отклонениями в оформлении? Спасибо.
- Екимова Марина Владимировна:
Пунктом 1 ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
В соответствии с абз. 2 названной нормы налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок.
Статьей 87 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Целью этих проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Порядок и правила проведения камеральных и выездных налоговых проверок регулируются ст. 88 и 89 НК РФ.
Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В ходе выездной налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности, исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки, в частности: налоговые декларации, регистры налогового учета, бухгалтерская отчетность организации, первичные документы и иные документы (сведения), подтверждающие факты совершения налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций.
Кроме того, контроль за полнотой и правильностью определения налоговой базы, исчисления налогов и сборов, осуществляется также посредством проведения комиссий по легализации налоговой базы, созданных при налоговых органах.
Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками налогов и с боров. Работа комиссии налоговых органов по легализации налоговой базы проводится в соответствии с письмом ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722.
Таким образом, при проведении налогового контроля налоговыми органами осуществляет проверка учета и отчетности, а также дается юридическая оценка хозяйственных операций.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», с 01.01.2013 г, вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Таким образом, расходы в целях налогообложения прибыли принимаются в случае их подтверждения документами, оформленными в соответствии с требованием ст. 252 НК РФ.
- Елена Ивановна:
Марина Владимировна, здравствуйте. Наша организация находится на упрощенной системе налогообложения: доходы минус расходы. Мы участвуем в тендерах, и расходы на их проведение относятся к непосредственной деятельности фирмы. Можно ли на это затраты уменьшить налогооблагаемую базу? Спасибо.
- Екимова Марина Владимировна:
Пунктом 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, использующих упрощенную систему налогообложения. Данный перечень расходов является закрытым.
Учитывая, что в указанном перечне отсутствуют расходы, связанные с участием организации в конкурсных торгах (тендерах) на право заключения контрактов и договоров, организация не вправе учитывать эти расходы при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
- Светлана Сергеевна:
Здравствуйте. Меня зовут Светлана. Я индивидуальный предприниматель. Плачу единый вмененный налог. У меня нет кассового аппарата. Должна ли я вести кассовую книгу?
- Екимова Марина Владимировна:
Пунктом 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05. 2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» установлено право для индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками ЕНВД, осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Однако, факт неприменения индивидуальным предпринимателем, являющимся плательщиком ЕНВД, при расчетах с покупателями кассовой техники не снимает с них обязанности по ведению кассовой книги.
Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 346.26 НК РФ плательщики ЕНВД обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанность ведения кассовой книги при поступлении наличных денег прописана в Положении Банка России от 12.10.2011 № 373-П.
В пункте 5.1 Положения указано, что для учета поступающих в кассу наличных денег и выдаваемых из кассы, индивидуальный предприниматель ведет кассовую книгу. При этом данным Положением не предусмотрено каких-либо исключений из общего правила для индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД. Для ведения кассовых операций индивидуальный предприниматель определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с порядком, установленным в приложении 1 к Положению № 373-П. Наличные денежные средства сверх установленного индивидуальным предпринимателем лимита остатка, являющиеся согласно пункту 1.4 Положения № 373-П свободными денежными средствами, сдаются им на свой банковский счет.
Кассовая книга - это обязательный регистр для фирм и индивидуальных предпринимателей, учитывающий все поступления и расходование денежных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 54-ФЗ налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки как в организациях, так и у индивидуальных предпринимателей.
Приказом Минфина России от 17.10.2011 № 133н утвержден Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - Регламент).
В Регламенте определена процедура проведения налоговыми органами проверок на предмет своевременного и полного отражения в учете выручки, полученной налогоплательщиками наличными денежными средствами.
Предметом государственного контроля (надзора) является установление факта полноты учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (пункт 5 Регламента).
Перечень документов, которые могут запросить сотрудники налоговых органов в ходе проверки, представлен в пункте 29 Регламента № 133н.
В него вошли следующие документы: приходные и расходные кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, авансовые отчеты, кассовая книга, распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денежных средств, иные первичные учетные документы.
Таким образом, данными документами и подтверждается полнота оприходования выручки.
- Иван:
Здравствуйте. Вопрос о выездных проверках. Правда,что они обязательно проводятся в организации или у ИП каждые три года? И проводится по отдельным налогам или сразу комплексно? Дело в том,что многие мои контрагенты меняют каждые 3 года название фирмы, что бы не тратить время и нервы на проверки. Если я плачу адекватные налоги и своевременно сдаю отчеты, возможно ли не попасть обязательно на выездную? Спасибо, с уважением,Иван
- Екимова Марина Владимировна:
Согласно Концепции системы планирования выездных налоговых проверок - планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным.
Отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.
Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.
Таким образом, выездные налоговые проверки назначаются в отношении налогоплательщиков, которые соответствуют критериям риска совершения налогового правонарушения. В отношении остальных налогоплательщиков, выездные проверки могут не проводиться.
В соответствии с п. 3 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
Свои риски и вероятность назначения выездной налоговой проверки каждый налогоплательщик может оценить по 12 критериям в соответствии с приложением № 2 к приказу от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», которая размещена в правовых системах и на официальном сайте ФНС России.
- Людмила Александровна:
Добрый день, Марина Владимировна. Существует ли обязанность предпринимателя предоставлять книгу учета доходов и расходов по УСН. Или ее передаем в ИФНС только по требованию инспекции? Спасибо
- Екимова Марина Владимировна:
В соответствии со ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Форма и Порядок заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утверждена Приказом Минфина России № 135н.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет книгу учета доходов и расходов только по запросу налогового органа.
- Евгений:
Добрый день, Марина Владимировна. При ликвидации юридического лица специалисты ИФНС требуют представления промежуточного и ликвидационного баланса по формам КНД. При этом гражданское законодательство, регулирующее процедуры ликвидации, не предусматривает подготовки балансов именно по формам КНД (тем более, что данные балансы не являются документами бухгалтерской отчетности). Скажите, пожалуйста, есть ли нормативные документы, обязывающие представлять промежуточный и ликвидационный баланс по формам КНД. Спасибо.
- Екимова Марина Владимировна:
Порядок ликвидации юридического лица регламентируется статьями 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), главой VII Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ), Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ).
Согласно статье 63 Кодекса ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
После утверждения учредителями (участниками) промежуточного ликвидационного баланса ликвидационной комиссией или ликвидатором в регистрирующий орган представляется Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме № Р15001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ (вступил в силу с 04.07.2013).
Начиная с 04.07.2013 промежуточный ликвидационный баланс в регистрирующий (налоговый) орган не предоставляется.
В соответствии со статьей 21 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № Р16001, утвержденной Постановлением № 439;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о персонифицированном учете.После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Гражданское законодательство не устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в ликвидационном балансе. Вместе с тем, анализ положений статьи 63 ГК РФ показывает, что в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков) составляется в простой письменной форме. Учитывая изложенное, предоставление ликвидационного баланса в регистрирующий орган по форме бухгалтерского баланса, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 66н от 02.07.2010, носит рекомендательный характер.
- александра:
Почему, когда налоговая вовремя не присылает извещение на уплату налога на имущество, то пеня все равно взимается с налогоплательщика. Ведь вина на налоговой службе. Даже когда я напомнила, что мне прислали документы не на все имущество, ваша инспектор пропустила, пеня была возложена на меня. А ведь виновата не я.
- Екимова Марина Владимировна:
Обязанность по исчислению налога на имущество физических лиц и направлению налогового уведомления на его уплату лежит на налоговом органе. Соответственно, если Вы не получили налоговое уведомление и у налогового органа нет подтверждения факта вручения уведомления, то финансовую ответственность Вы нести не будете. Вам следует уплатить сумму задолженности по налогу и обратиться в налоговый орган с заявлением о корректировке суммы пеней.