Петр Сумин уходит сильным лидером
Кто бы ни стал губернатором Челябинской области из числа тех, кто в списке на столе у президента, ему надо сохранить преемственность. Чтобы избежать потрясений в регионе. А еще он должен думать о том, как в будущем уйдет с поста губернатора, точнее, с каким результатом.
Мне кажется, что губернатор Петр Сумин как раз и думал об этом все эти 14 лет – делал все, чтобы уйти с достойным результатом. Говорить о работе губернатора восторженно не стоит, сочтут за грубую лесть. И все-таки 14 лет – целая эпоха! Эпоха губернатора Сумина и его команды. Все оценивается со временем, большое видится на расстоянии. Настоящие оценки будут даны несколько позднее. Но за эти 14 лет Сумин удержал регион, не дал ему рухнуть, добился стабильного развития. А ведь регион очень сложный. Разумеется, были ошибки, избежать которых может лишь руководитель, ничего не делающий, наслаждающийся властью и не рискующий брать на себя ответственность. Петр Иванович таким не стал.
Наряду с несомненным успехами в экономическом и социальном развитии региона, у Сумина есть одно бесспорное качество. Он умеет вести диалог с регионом. Внешне это особо не демонстрировалось, собственных телепрограмм у губернатора не было. Но Сумин умеет слушать людей, видеть проблемы, вовремя среагировать на те или иные процессы и принимать нужные управленческие решения. Так было и в сложном 1998 году, после дефолта. И во время памятной всем забастовки шахтеров, перекрывших Транссиб. Между прочим, решение проблем шахтеров по большей части от губернатора не зависело. Речь шла о внутренних сложностях в коллективах, о взаимоотношениях с Челябэнерго. Однако именно Сумин нашел увязку всех интересов и разрешил проблемы. Это и есть искусство управленца.
Петр Иванович никогда не боялся защищать интересы промышленников Челябинской области от тех же рейдерских захватов. Хотя многие его обвиняли в том, что он занял «местечковую позицию». Это сейчас говорят, что рейдерские захваты – преступление. А в то время это был просто «конфликт двух хозяйствующих субъектов». И далеко не всем казалось понятным, что за конфликтом скрывается обыкновенная уголовщина. Но Сумин не побоялся занять ту самую «местечковую позицию», хотя политически это ему было невыгодно. Кстати, когда вчерашние рейдеры пришли в регион нормальными инвесторами, он смог и с ними вести диалог – что тоже требовало мужества.
Еще раз повторю, Петр Иванович еще умеет слушать людей и никогда не боялся вводить в свою структуру тех, кто мог быть расценен как конкурент, – молодых, перспективных. В 1996 году, когда Петр Сумин победил на выборах, я был прокурором Челябинска. Перед прокурором проходит столько же счастливых людей, сколько перед врачом здоровых. Так вот, счастливых людей тогда было немного. Регион пережил шок гайдаровской терапии, головлевской приватизации. Социальная обстановка – тяжелая, обнищание – массовое, в области копились долги по пенсиям и зарплате. Победу Петра Сумина лично я как прокурор города воспринял, как благо.
Кстати, уже к 2000 году у губернатора Петра Сумина не было явных оппонентов. Он своими делами доказал, что является сильным лидером, с которым слабые не могут тягаться. И сейчас со своего поста он уходит таким же – сильным лидером.