Бывший партнер — самый опасный враг
Конфликты в бизнесе, как и в семье, неизбежны. И могут как нанести вред бизнесу, так и стать неким толчком в другую парадигму. И более сложный и болезненный в этом смысле, конечно же, внутренний конфликт.
И если для 2000-х годов характерно рейдерство, когда третьи лица брали все, что плохо лежит, то сейчас мы наблюдаем другую картину: между собой стали ссориться партнеры, те люди, которые проработали вместе бок о бок многие годы и даже называющие себя братьями. И не потому что кто-то кого-то «поимел» или взыграли амбиции.
Это внутренние разборки другого характера, и прежде всего, упущенные возможности. «Слушай, а помнишь, два года назад мы могли с тобой это сделать, но не смогли – это ты лоханулся. Или можно было выгодно продать актив, но ты просто пожадничал, а сейчас мы потеряли в деньгах», – именно такие разговоры все чаще в бизнес-среде.
Это тенденция особенно проявляется во время нынешнего кризиса. Когда стало плохо, тогда стали искать виноватого. Никаких иллюзий не осталось, а люди стали более реально оценивать ситуацию. На первый план выходят ошибки тактические, стратегические, управленческие. Раньше, когда все шло в гору, не стоял вопрос о разделах. Зачем? Все и так идет. Теперь же бывшие друзья обвиняют друг друга едва ли не во всех смертных грехах: а что тебя понесло в политику, или зачем много светишься по телевизору?.. Или не кажется ли тебе, что ты слишком много отдыхал, пока я работал, как папа карло. Я думаю, что глубинные причины лежат именно в этом.
Чем опасен такой конфликт? Бывший друг – самый опасный враг. Он знает все твои больные места, недостатки, и при этом адекватно воспринимает сильные места.
Считается, что самый удачный тандем, трио или квартет, когда партнеры дополняют друг друга, но и слабые стороны должны тоже учитываться. Если у одного получаются лучше, скажем, переговоры, другой находит нестандартные решения, у третьего – еще что-то – такой вариант самый приемлемый. Здесь надо уметь варьировать. Но самое главное – отладить механизм так, чтобы все шестеренки работали четко и слажено, и машина ехала без перебоев, вне зависимости по какой дороге ты едешь – гладкой и ровной или с ухабами.
Но, по моему опыту – «колхоз» нежизнеспособен. Да, есть большие плюсы в совместном бизнесе. Как правило, такие компании более устойчивые. Но западная модель бизнеса – компании с большим количеством акционеров – не всегда работает у нас. Реалии показывают, что более свойственна ситуация, когда блокирующий, а то и стопроцентный пакет сосредоточен в руках одного человека. Может, это и менее эффективно, но зато в России все-таки более устойчиво. Тогда и обвинять некого: все ошибки – твои ошибки, все заслуги можно записать на свой счет. Это все понятно. Иначе в один прекрасный момент вся эта неустойчивая конструкция может запросто поломаться.
Причем повлиять можно и извне – давить на слабости партнера. Еще в Библии сказано: алчность и гордыня – одни из самых страшных грехов. Но они-то как раз в трудные моменты и могут проявляться. Тогда и выходит на первый план вопрос – кто круче? И примеров таких очень много.
Еще одна тенденция последних лет, и проходит она по аналогии дележкой компании между партнерами, это семейные конфликты и борьба за наследство в бизнесе. Либо жены стали умнее, либо мужья богаче. Может, что-то еще повлияло. Сейчас Россию просто захлестнула дележка имущества в рамках Семейного кодекса. Может, косвенной причиной всему этому тоже стал кризис.
Яркий пример тому, хоть и не последних лет, как два брата делили наследство и бренд «Смирнов и сыновья». Тогда захватчикам в лице «Альфа-групп» удалось вбить клин между двумя родными братьями, повлияв на слабые стороны одного из них. Ничего, кроме психологии, – и родные братья стали непримиримыми врагами.
Из более свежих – раздел бренда «Баскин Робинс», где схлестнулись интересы дочери покойного владельца и его второй жены. Не понаслышке знаю об этом конфликте – «Санта-Барбара» по сравнению с ним отдыхает. И таких примеров очень много. Всплывают незаконно рожденные дети, аферисты, претендующие на часть наследства. Взять хотя бы семьи, которые сейчас у всех на слуху – семья Слуцкеров, Калмановичей, Мордашовых. Самое интересное то, что двигает людьми не только алчность. Появилась возможность поделить шубу умершего дядюшки, давай хоть рукав или воротник оторвем, а еще лучше, когда ни себе, ни людям.