Призывников со школы необходимо готовить к военной службе
Ни в Челябинской области, ни в стране нет единой системы патриотического воспитания. Отсутствует и системный подход к подготовке молодых людей к военной службе. А ведь вовсе не обязательно ждать, когда «федералы» что-то примут, можно уже сейчас на областном уровне разработать соответствующие программы, а также рекомендовать школам вводить этот предмет – начальную военную подготовку.
Большинство проблем, с которыми сталкиваются сегодняшние призывники, связаны с тем, что молодые люди просто не готовы к службе – ни физически, ни психологически. Простая необходимость подчинения командам у них подчас вызывает нервный срыв и депрессию.
Я учился в то время, когда в старших классах у нас еще была начальная военная подготовка. Не могу сказать, что в моей школе это было на высшем уровне, но тем не менее, первоначальные знания давали. Разбирать и собирать автомат Калашникова нас худо-бедно, но научили. Потом были военные сборы в летнем лагере. Воспоминания об этой поре очень яркие.
Сейчас далеко не все школы могут похвастаться тем, что у них есть хоть нечто отдаленно напоминающее НВП. Есть, правда, учебные учреждения, которые организуют и сборы, и военно-спортивные лагеря, но их не так много, как хотелось бы. Конечно, НВП неплохо преподается в кадетских классах. Радует, что в некоторых территориях области (например, Еткульском районе, Златоусте, Магнитогорске и других) эта дисциплина так или иначе преподается либо на внеклассных занятиях, либо в рамках урока ОБЖ. Но системно этот предмет не изучается нигде.
Недавно прокуратура Челябинской области провела ряд выборочных проверок о состоянии преподавания начально-военной подготовки в школах. Результаты с мест оказались не очень утешительными. И связано это не столько с тем, что директора школ не хотят вводить этот урок, а в том, что такой дисциплины как таковой нет, нет и программ, учебников. Практически нет и специалистов, которые могут проводить такие уроки. Ведь это должен быть не просто отставной военный, а настоящий педагог, который может заинтересовать школьников, а возможностей сделать этот курс интересным очень много.
Очевидно, что всю российскую армию на контрактную основу не перевести, и понятно, что в случае серьезного военного конфликта необходимо будет единовременно привлечь в действующую армию большое количество резервистов, обученных азам военного дела. Это будет касаться и тех, кто прошел допризывную военную подготовку, и бывших солдат-срочников.
Также совершенно очевидно, что необходимо готовить педагогов-специалистов, например, на базе реорганизованных военных вузов. Надеюсь, что предложение, озвученное на прошедшем недавно общественном совете по патриотическому воспитанию и военно-шефской деятельности при ЗСО будет поддержано региональной властью.