Жажда потреблять губит живые человеческие чувства и убивает мысль
Я недавно вернулся из Свердловска, где в салоне Lacoste купил свитер, там мне попалась рубашка, которую я бы мог приобрести, если бы точно такую же рубашку месяцем ранее не привез из Гонгконга. Там она стоила 30 долларов и была возможность поторговаться, здесь – в десять раз дороже, но зато с нашивкой-«крокодильчиком».
Мы гонимся за брендами, но бренды уже не являются гарантией качества, как это было когда-то. Раньше имя человека гарантировало, что его товар не ломается, не рвется, не портится и так далее, производитель отвечал за качество товара, выпускаемого под его имением. С прошествием времени мы стали доверять маркам и брендам, которые являются тем же именем производителя, однако в последнее время бренды уже не выполняют свою функцию – служить гарантией качества. Качество я беру в самом широком смысле этого слова – практичность, дизайн, форма.
Стратегия Бизнеса – намеренно пишу с большой буквы это слово – основана на том, чтобы изготовить из самых дешевых компонентов товар и продать его нам по самой высокой цене, основываясь на том, что у этой вещи есть некий бренд. Современные маркетинговые и рекламные технологии позволяют продавать любой товар, и при этом его высокая цена говорит лишь в пользу покупки. Система требует: «Богатейте и покупайте!»
Массовый психоз заключается в том, что все гонятся за брендами, не понимая, что за вещь в итоге приобретают. Так и получается, что мы покупаем неизвестно что, неизвестно у кого, за бешеные деньги.
Вторая сторона этой проблемы заключается в том, что когда бизнес выходит в массовую колею, становится интернациональным, то начинается борьба за уменьшение затрат на производство. Это достигается многими путями – за счет использования более дешевой рабочей силы, более дешевых материалов, сокращения технологического цикла, а в совокупности и получается совсем другое «качество».
Двадцать лет назад, идя в магазин «Березка» и покупая там телевизор «Сони», мы знали, что покупаем его надолго. Я свой первый телевизор «Сони» купил в 19 лет, и он до сих пор работает, даже ни разу не ломался. Сейчас рынок переполнен, и производителям невыгодно, чтобы наши приобретения служили долго, ведь иначе за тем же самым телевизором мы пойдем лишь в случае, если произойдет смена форматов или кардинальные технические изменения. Но ведь можно заметить, что в последнее время количество таких открытий уменьшается, происходит лишь перекомпоновка каких-нибудь деталей, увеличение числа функций, а сам предмет не изменяется. Срок действия товаров уменьшается. Надо поставить какой-нибудь компенсатор, чтобы через пять лет телевизор попросту сломался, а я снова пошел в магазин. Я в связи с этим вспоминаю книгу французских писателей «Квота, или Сторонники изобилия», в которой рассказывается, как государство создало атмосферу искусственного оживления экономики, обязав своих граждан постоянно делать покупки, при этом все производилось с таким расчетом, чтобы прослужить недолго.
Я бы назвал это «рабством» нашего века – превращаясь в потребителя, человек лишается собственной воли, не понимая ни того, зачем ему нужны все новые и новые приобретения, ни того, что же собственно он приобретает. Все это навязывается нам рекламой, примерами из жизни преуспевающих людей и заполненными полками магазинов. Я бы хотел закончить такой цитатой: «Жажда потреблять, приобретать губит живые, непосредственные человеческие чувства и убивает мысль».