Благотворительность – это благо или нет?
В последнее время все чаще задаюсь вопросом: «Благотворительность – это благо или, что называется, от лукавого? Раньше как-то легко давал деньги нищим, стоящим около церкви или переходе, зная, что есть несправедливость в том, что они вынуждены просить милостыню.
Сейчас как-то не могу, что-то останавливает. Ну, ладно – подать какой-нибудь бабушке, зная, какие в стране пенсии, но давать тем же алкашам – глупо, все равно пропьют. Кинуть монеты бездомному ребенку? Опять же вопрос – деньги у него все равно отберут, там целая мафия работает, и подчас их «верхушка» наваривается на таких детях не хуже любого бизнесмена, ладно, если парню кусок хлеба перепадет... Должна быть какая-то золотая середина, а я пока для себя ее не нашел.
Когда я был в США, меня в чем-то удивил подход простых американцев к благотворительности. Здесь более половины семей так называемого среднего класса переводят деньги в различные фонды или оказывают адресную поддержку. Суммы довольно приличные – до десяти тысяч долларов. Конечно, понятно, с одной стороны, существуют определенные законодательные льготы для тех, кто занимается благотворительностью, но когда я поговорил с несколькими семьями, то понял, что поступают они так не только, чтобы получить те самые налоговые преференции, а больше действуют из прагматичного подхода. Они говорят: «Мы средний класс, живем в достатке, в хорошем районе, в добротном доме. Но рядом с нами – квартал латиноамериканцев. И если государство перестанет давать им дотации, а мы не будем их “подкармливать”, то завтра они могут начать красть из наших домов». То есть существует своя логика в их ответе.
Этот вопрос волнует меня и как бизнесмена. К нам в фирму часто обращаются разные люди с просьбой оказать содействие то детскому дому, то спортивной команде, то в организации различных мероприятий и тому подобное. «Вы помогите, а мы везде про вас напишем», – говорят люди. И опять возникает вопрос, а надо ли это пиарить?..
Действительно, чем плохо, что имя компании еще раз промелькнет в СМИ. Ведь можно это сделать от души, что называется, для себя или получить опять же новый опыт, а можно и грамотно выстроить рекламу, как делает это большинство политиков и предпринимателей. Для себя я решил, что благотворительность – благо, когда об этом молчат.
Помогали даже незнакомым, пусть и не большими средствами. Опыт был разный. Это и спонсорская помощь челябинским спортсменам, и адресная поддержка инвалидов, даже издали несколько книг, всего и не перечислишь. Приведу только один пример: некоторое время назад к нам обратились люди с просьбой помочь в издании книг для слепых детей. Сказали, что многие предприниматели уже откликнулись и перевели суммы. Решение приняли спонтанно, заплатили около 30 тысяч и забыли. Через какое-то время пришло письмо, в котором организаторы выразили благодарность нам. Честно, я даже не знаю, что это за фонд, куда ушли деньги и действительно ли слепые дети получили свои книги. Может быть, из-за нехватки времени, а может и просто не хотел узнать, что средства ушли в никуда, и это были мошенники, которые обогатились на предпринимателях, да еще и используют логотип ЮНЕСКО. Как-то не хочется об этом думать. Я надеюсь, что, как говорится, мы не «лоханулись»
И правда, а какую выгоду можно получить? – Имидж, имя, рекламу. Во время экспозиции выставки «Воплощая дыхание Космоса... Живопись Н.К.Рерих», которую сейчас мы перевезли в Екатеринбург, к нам обратились представители фонда с просьбой помочь организовать новогодний праздник для ребятишек из местных детдомов и социального приюта «Каравелла». На вырученные на выставке деньги закупили им подарки, устроили небольшое шоу, провели экскурсию. И даже не возникло мысли, что можно на этом сделать пиар. И вообще лично мне проще отдать свои деньги, чем звонить и просить друзей-предпринимателей присоединиться к акции. Просто сделали это от души. Надеюсь, дети надолго запомнят этот Новый год.
А что такое вообще – социальная ответственность бизнеса? Многие скажут – да, конечно, предприниматели делают деньги чуть ли не из воздуха и должны приносить пользу обществу. Но ведь они платят налоги, создают рабочие места, вкладывают средства в модернизацию производства. Многие занимаются и меценатством. Но часто бывает, если можно так сказать, «навязанная» благотворительность. Когда высокопоставленные чиновники тебе звонят или присылают официальные письма с просьбой, хотя это трудно назвать просто просьбой – больше это похоже на требование – выделить средства, скажем на восстановление православной церкви… Хм, а что делать атеистам? Или помочь благоустройством, озеленением... список можно не продолжать. Помогите первым, вторым, третьим. Повторюсь, бизнес действительно должен быть социально-ответственным, но и у должностных лиц должна быть определенная мера. Нельзя только требовать от предпринимателей.
Можно, конечно, помогать кому-то через фонды. Но и здесь ты до конца не будешь уверен, что деньги дойдут до конкретного адресата. Ощущение, что большинство из них просто используют в корыстных целях, а под красивой вывеской скрываются банальные аферисты. Ведь понимаешь, как все организовано: приглашается в правление, скажем, известный артист или космонавт, дается реклама, собираются средства... А через какое-то время фонд чудесным образом испаряется. Вот можно прямо сейчас создать фонд помощи тем же страдающим от землетрясения на Гаити, опубликовать расчетные счета и обогатиться на сострадании людей. Как проверить, что это не мошенники?
Понятно, что любой бизнес – это прагматика. Например, можно заплатить деньги – и получишь медаль и сертификат, о том, что ты лучшая компания в России. Примерно, так же и с благотворительностью.
Думаю, что на фоне кризисных явлений проявлений мошенничества, связанных с благотворительностью, стало больше. И надо, чтобы государство это как-то контролировало – не является ли тот или иной фонд местом для отмывания денег, не говоря уже о законодательных мерах по стимулированию благотворительной деятельности в России. У тех же предпринимателей, кроме веления сердца, должна быть какая-то юридическая мотивация.