Семь шагов преодоления социальной несправедливости
Когда власть любого уровня не соблюдает принципы социальной справедливости – это ведет к конфликту между обществом и этой самой властью. Именно в такие периоды обществом ставится вопрос о ее легитимности, а возмущение переходит в протест.
С одной стороны, для стабилизации ситуации необходима поддержка политических институтов со стороны общества. С другой, недостаточный уровень развития общественных организаций и современная партийная система приводят к неэффективному взаимодействию между обществом и государством. И все это еще обостряется на фоне резкого экономического спада.
Как преодолеть социальную несправедливость в обществе? Как помочь гражданам? Как не допустить действия, в первую очередь, чиновников, унижающих человеческое достоинство и сужающих сферы свободной жизнедеятельности?
Выход один – объединяться и активнее привлекать общественные организации и депутатов для решения вопросов социальной несправедливости. Конечно, не всегда можно добиться результата, но во многих случаях гражданам удается одержать победу.
В качестве примера можно привести защиту прав бывших работников МУП «Альфа» в Челябинске, квартиры которых в 2008-2009 годах были подвергнуты массовой рейдерской атаке со стороны частной компании при бездействии правоохранительных органов и органов прокуратуры. Обращением граждан по этому вопросу мне довелось заниматься в течении шести месяцев с марта 2009 года по поручению члена Общественной палаты России Анатолия Кучерены, помощником которого я являюсь.
Напомню в двух словах, с 1997 по 1999 год администрацией Калининского района Челябинска были выделены служебные квартиры в новых домах сотрудникам жилищно-коммунальной сфере. Всегда эта категория граждан получает достаточно низкую небольшую зарплату, понятно, что эти люди работали исключительно ради служебной квартиры, которую по истечению десяти лет работы по закону имели право приватизировать. Фактически они вкладывали свои трудовые ресурсы в приобретение квартир, являясь своего рода вкладчиками в квартиры. А в 2006 году компания-застройщик узнала о том, что мэрия Челябинска оформила квартиры в муниципальную собственность. Гражданам же предложили заключить на квартиры договора коммерческого найма.
В первую очередь, были нарушены нормы дистрибутивной справедливости – это норма беспристрастности и норма равенства. Люди находились на грани нервного срыва и в состоянии стресса – 86 семей с несовершеннолетними детьми могли просто оказаться на улице, так как их уровень их доходов не позволял осуществлять наем жилых помещений по коммерческой стоимости. Правоохранительные органы отделывались отписками, в судах людям отказывали.
Объединившись, нам удалось выйти на главу города и получить не достающие документы для суда. Мы смогли привлечь широкое внимание СМИ и общественности, к нам присоединилось и адвокатское сообщество, представители общественной палаты. На пикете у здания Арбитражного суда Челябинской области «Арбитраж – забрал квартиру моего ребенка» заявили о том, что председатель Арбитражного суда должен быть уволен с занимаемой должности.
Когда дело получило общественный резонанс, фемида встала на нашу сторону. Иски граждан были удовлетворенны, и люди смогли получить свои квартиры в собственность.
К сожалению, только в настоящие время общественных сил хватает на отдельные дела, но не на изменение системы в целом.
На мой взгляд, преодоление социальной несправедливости возможно в современной российской ситуации только через развитие институтов гражданского общества, объединённых органами местного самоуправления. Указанные выше тенденции это как начало рецепта или определения способов лечения организма. Какие же есть лекарства?
Прежде всего, это создание эффективных механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти. Поддержание и гарантии СМИ (журналистов) публикующих по теме. Также важна поддержка институтов гражданского общества (особенно ТОС) осуществляющих гражданский контроль и государственные гарантии их деятельности. Важно восстановить и институт Уполномоченного по правам человека, а также расширить правозащитных функций приемных депутатов и гражданских организаций.
Кроме того, необходим мониторинг социальной несправедливости и выдачи конкретных рекомендаций по изменению ситуации с участием гражданского общества. Правовое просвещение населения, особенно жителей небольших городов и сельских территорий. Отметим, что делегирование гражданских функций контроля государственных органов со стороны органов самоуправления и гражданских институтов потребует серьезных изменений в законодательстве.
Назовем семь шагов модернизации (развития) механизмов противодействия социальной несправедливости в обществе.
Конечно, на пути реализации этих шагов мы столкнемся с бюрократической системой несовершенством законодательства, сопротивлением отдельным чиновников. Но поддержка Президента РФ, Общественной палаты РФ, институтов гражданского общества, депутатов органов МСУ, научного сообщества и граждан которые уже столкнулись с этими проблемами на своем пути позволяет быть уверенным нам, что мы достигнем поставленных задач достаточно быстро.