Составляющие радости жизни
Еще одна радость жизни – это радость общения. Предметом общения могут быть все сферы человеческой деятельности и познания, внутренний мир ребенка и взрослого, их взаимоотношения, социальное окружение, учебные занятия, творчество и другое. Школа должна находить место для развертывания и реального воплощения Творчества и Общения.
Может быть, поэтому школа часто меняет «декорации» – наполняется разными культурными стилями и формами, материалами, настроением… То слегка шокирует первоапрельскими авангардными экспонатами, то играет с куклой, то заселяется героями детских книг, то увлекает изобретательскими проектами, то музейными экспозициями – пусть даже и виртуальными…
Может быть, школа – это мастерская? Она заполнена красками, мольбертами, кисточками, картинами, рамками, шишками, цветными лоскутами, словами, звуками, частями слова, предложениями, числами, точками, отрезками…. Как можно «попробовать на вкус» математику или физику? Какая она сегодня – апельсиновая, пластилиновая, водяная, веревочная? Снова меняем наполнение: музыкальный звук, фактура, пятно, линия «Мимолетности» Прокофьева, «Зима» Вивальди…
Как действовать с таким потоком? Через исследование, взаимодействие с разной предметностью ребенок открывает для себя некую истину, локальный смысл на сегодняшний день, который входит и органично вплетается в целостную картину мира.
Мы все находимся в состоянии интенсивного содержательного общения друг с другом. Можно сказать, что в школе существует «культ общения», и прежде всего, диалога ребенка и взрослого. Школьная жизнь сплетается из ежедневности: неожиданных вопросов и гениальных догадок, перемен настроения и изменений в расписании, из молчания, шума и отдельных реплик, из приходов и уходов учеников. И здесь важно не пропускать «мелочей». Активное присутствие взрослого, совместный поиск ответов на вопросы «что я хочу знать?», «что мне нужно делать?», «какие способы и средства решения задачи мне известны?», «чему я могу научиться?», «что я уже понимаю?», интерес к тому, что ты чувствуешь, как ты думаешь, что ты помнишь, – вот состав питательной среды для ума и души, которой располагает школа.
Ее атмосфера и уклад поддерживается, скрепляется несколькими «кругами внимания» каждого из нас. Пожалуй, ведущей способностью педагога здесь больше становится свойство «отражать» ситуацию: восприимчивость к «предлагаемым обстоятельствам», которые есть на сегодняшний день на уроке, в разных классах, в каждом из учеников; желание работать с возможностями сегодняшнего дня, сегодняшнего ребенка; способность и энергия из ситуации «здесь и теперь» «вытаскивать» следующий шаг, следующее событие. Иначе говоря, вычитывать в сегодняшнем учебном процессе и новое понимание искусства, и математические и естественнонаучные знания, новую способность мыслить, новую свободу и радость общения, самого ученика и себя – изменяющегося.
Ведущей же способностью родителя в школе является такая же Восприимчивость и способность ситуацию «подхватывать» – подхватывать на лету… В открытые ладони…