Это не инвестпрограммы, а просто настоящий рэкет!
Скоро городская Дума Челябинска рассмотрит вопрос о повышении тарифов на воду и на подключение новых домов к инфраструктурным сетям. Недавно эту тему обсуждали на заседании комитета в ЗСО, куда пригласили руководителей строительных компаний, и меня в том числе. На сей счет у меня есть свое мнение, но не по поводу того, насколько горожане станут дороже платить. Подается это как инвестиционная программа, то есть та сумма, что заложена в тарифы, есть ничто иное, как инвестиции. Сами строители от этого ничего не теряют, и я лично как строитель только в выигрыше. Но есть и те, для кого мы строим, то есть будущие покупатели квартир.
Вообще, что такое инвестиции? Это те деньги, которые собственник привлекает для модернизации производства. Это могут быть, к примеру, заемные средства, взятые в банке, – в любом случае это деньги чужие, которые надо будет возвращать тому, у кого взял. А при чем здесь собственники жилья? Они уже заплатили за товар, за квартиру, почему же должны инвестировать строителей? Кроме того, оплачивая в виде инвестиций подключение к новым, специально для них проложенным инфраструктурам, собственники жилья платят и за соседей – за тех, кто живет в старых, стоящих рядом домах, и тоже будет этой новой инфраструктурой пользоваться.
Вообще, многие горожане довольно часто платят за других. Три года как в Челябинске действуют три инвестиционные программы – две по тепло- и одна по водоснабжению. А собрал город всего 16,3 процента от запланированного объема. И чтобы денег было больше, ничего другого не придумали, как повысить тарифы. Но процент сбора не увеличится. Кто платил по счетам, так и будет платить, а кто не платил – и дальше рассчитываться не станет, потому как и меньшие суммы отдавать не желали. То есть плательщики аккуратные несут расходы за то, чтобы пить чистую воду. А пить эту воду станут и недобросовестные плательщики.
Честно говоря, я не удержался и назвал предложение вице-мэра Челябинская Сергея Комякова рэкетом, здесь же, на заседании комитета. Спросил у него: «А как же проект «Доступное жилье»? «Это только лозунги…» – ответил мне Комяков. Вот уж не ожидал, что один из руководителей города так цинично относится к тому, что сам со всех трибун декларирует. Интересно, мог бы Комяков столь же откровенно заявить такое президенту или премьер-министру?
Ведь это действительно самый настоящий рэкет! У людей забирают деньги, которые они – так как не являются официально инвесторами – платить не обязаны. И никто не собирается эти деньги возвращать… А ведь возвращать такие средства можно. Каким образом? Это уже другой вопрос. В конце концов, государство даже по сталинским облигациям внутреннего займа расплатилось. Неужели нельзя придумать, как вернуть людям деньги, которые они инвестировали в инфраструктуру? Но для начала надо просто узаконить возврат. А потом уже думать, как эти деньги отдавать. И неважно, как все будет происходить – в виде уменьшенных тарифов или прямым перечислением.
В конечном счете, это обернется прозрачностью схемы платежей. Той самой прозрачностью, за которую все ратуют и никак не могут добиться. И деньги уходят неизвестно куда…