В Челябинске почтили память жертв сталинских репрессий (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Общество
11 сентября 2009 года, 16:24

Сегодня в Челябинске, на мемориальном комплексе «Золотая гора» недалеко от Тополиной аллеи, прошел митинг-реквием, посвященный 20-летию со дня перезахоронения жертв, расстрелянных и закопанных в шахтах в конце 30-х годов по приговору пресловутых «троек».

Историки пока расходятся в цифрах, но предполагается, что в шахтах покоится более 11 тысяч ни в чем не повинных людей, среди которых были даже дети. Только на Золотой горе найдено около 10 шахт, заполненных человеческими останками.

Первым о расстрелах «врагов народа», где раньше добывали золото, рассказал старатель Юрий Герасимов в октябре 1988 года. Потом начались раскопки. Появились и воспоминания тех, кто прошел тюрьмы и лагеря того периода: удалось восстановить имена более пяти тысяч репрессированных.

В 1989 году в перезахоронении останков 350 растрелянных и установлении памятника на братской могиле приняли участие советский физик, лауреат Нобелевской премии мира Андрей Сахаров, Герой Советского Союза, летчик-космонавт Георгий Береговой, его брат, генерал-лейтенант Михаил Береговой (их брат Виктор Береговой был расстрелян и, возможно, похоронен на «Золотой горе») и правозащитница Галина Старовойтова.

Теперь ежегодно в сентябре на Золотую гору приходят дети и внуки погибших, члены общественных организаций реабилитированных граждан, представители городской администрации, чтобы в скорбном молчании склонить головы перед памятью павших. Сегодня традиционно звучали поминальные молитвы, духовная музыка ансамбля «Октоих», у свободного микрофона выступали свидетели тех страшных лет, а после прошло возложение венков и цветов.

Отца Александра Степаненкова расстреляли в конце 20-х годов как белого офицера, когда ему было пятнадцать лет. Мать вместе с ним и братом отправили в лагерь под Златоустом, где они заготавливали лес. Письмо в Москву, в котором заключенные просили пересмотреть их дела, подписанное и Александром Степаненковым, осталось без ответа. «И тогда я решил сбежать, чтобы попасть на прием к человеку, который занимался их делами», – рассказывает пенсионер. – Попытка едва не стоила жизни. Когда меня поймали, то поставили перед строем и решили показательно расстрелять. Все это было предпринято исключительно для "науки" другим. Буквально в последнию минуту приказ о расстреле был заменен на более суровый срок».

После войны Александр Степаненков переехал в Челябинск, где трудился конструктором на ЧТЗ. В середине 90-х пожилой человек предложил увековечить память о жертвах сталинских репрессий, построив на Золотой горе часовенку, проект которой сам и принес в администрацию. Задумал он небольшую конструкцию, которая не потребовала бы существенных затрат при возведении.

Ежегодно Александр Степаненков, несмотря на свой преклонный возраст – в декабре ему исполнится 96 лет – приходит на Золотую гору,  ставит свечи, что-то подкрашивает, что-то поправляет.

Наталья Капинус,
фото Вадима Ахметова