Сегодня не стало Екатерины Максимовой – биография Великой балерины

Общество
28 апреля 2009 года, 14:42

Печальная новость пришла из Москвы – умерла великая российская балерина, народная артистка СССР Екатерина Максимова. Она скончалась сегодня ночью на 71-м году жизни.

Имя Екатерины Максимовой прочно связано с Челябинском. Фестиваль ее имени с 2003 года ежегодно осенью проходит в Челябинском театре оперы и балета им. М.И. Глинки под патронажем правительства области.

В афише фестиваля, которую обычно утверждала сама великая балерина, спектакли, в которых некогда блистала, исполняя ведущие партии, прима Екатерина Васильева. Кстати, в самом театре ныне служит ученица Екатерины Максимовой, балерина Татьяна Предеина.

«Я впервые ее увидел на сцене в семидесятых годах, будучи студентом ЧПИ. В Челябинск Екатерина Максимова приехала со своим мужем Владимиром Васильевым, они вместе выступали. Я до сих пор помню потрясающую сцену сумасшествия из «Жизели». Это была великая актриса и великий педагог, воспитавший целую плеяду учеников», – рассказал Агентству новостей «Доступ» министр культуры Челябинской области Владимир Макаров.


Максимова Екатерина Сергеевна. Русская артистка балета. Родилась в Москве 1 февраля 1939 года. По окончании Московского хореографического училища в 1958-1988 – ведущая артистка балета Большого театра.

Великолепное владение классическим танцем, превосходные внешние данные, артистичность и личное обаяние позволили Максимовой овладеть традиционным репертуаром театра: первую ведущую роль, в «Щелкунчике» В.И. Вайнонена (музыка П.И. Чайковского), она исполнила еще до окончания училища в 1957. За ней последовали балеты «Жизель» (традиционная редакция, музыка А. Адана), «Дон Кихот» А.А. Горского (музыка Л. Минкуса), «Спящая красавица» (традиционная редакция, потом редакция Ю.Н. Григоровича, музыка Чайковского) и др.

Максимова выступала также в большинстве новых балетов, поставленных в 1960-1970-х годах, в частности в спектаклях Григоровича, где нередко была первой исполнительницей («Щелкунчик», 1966; «Спартак», музыка А.И. Хачатуряна, 1968, роль Фригии и др.).

Максимова была постоянной партнершей своего мужа Владимира Васильева и танцевала в спектаклях, поставленных им в Большом театре и за его пределами: «Икар» (музыка С.М. Слонимского, 1976; «Анюта», музыка В.А. Гаврилина, 1986; «Золушка», музыка С.С. Прокофьева, 1991).

За границей исполняла ведущие роли в балетах Мориса Бежара («Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза), Ролана Пёти («Голубой ангел», на музыку М. Констана), Джона Кранко («Онегин», на музыку Чайковского). С Максимовой работал К.Я. Голейзовский, поставивший в 1960 для нее один из лучших своих номеров – «Мазурку» на музыку А.Н. Скрябина.

Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в телебалетах, раскрывших новое качество ее таланта – комедийное дарование («Галатея по Пигмалиону» Б. Шоу, музыка Ф. Лоу в обработке Т.И. Когана, хореограф Д.А.Брянцев; «Старое танго», музыка Когана, хореограф тот же).

Искусство Максимовой и особенно ее участие в знаменитом дуэте Максимова – Васильев, запечатленное в телефильме «Дуэт» (1973) и французском видеофильме «Катя и Володя» (1989), пользуется мировым признанием.