Су-24: история и характеристики. СПРАВКА

Общество
30 октября 2012 года, 17:30

Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer – англ. фехтовальщик) – советский и российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

По состоянию на 2011 год средний возраст Су-24, состоящих на вооружении ВВС России, составлял 25-27 лет. Первоначально планировалось заменить 60-70% самолетного парка Су-24 новейшим Су-34, а остальные — модернизировать до варианта Су-24М2. Однако после ряда катастроф было принято решение списать все Су-24 к 2020 году. Также в феврале 2012 года объявлено о снятии бомбардировщиков Су-24 с вооружения ВС Республики Беларусь. 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА

Первый полет Су-24 совершил 17 января 1970 года. ГСИ проведены с января 1970-го по июль 1974-го. Су-24 принят на вооружение 4 февраля 1975. На базе самолета созданы модификации — разведчик и постановщик помех. Су-24М, МР, МП, М2 оборудованы системой дозаправки в воздухе.

Испытания Су-24 проведены с более чем 2000 полетов. ГСИ Су-24М проведены с декабря 1976 по май 1981 года. Постановлением правительства от 22 июня 1983 года самолет Су-24М был принят на вооружение.[

Выпускался на Новосибирском авиазаводе и КнААПО. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 этих машин.

Модернизированный Су-24М2 совершил первый полет в 2001 году. Предварительный этап испытаний начат в 2004 году. В 2006 году модернизированный самолет находился на завершающей стадии испытаний. В 2007 году первые 2 Су-24М2 были переданы в Липецкий центр боевого применения. Поставка всех заказанных Су-24М2 первой партии для ВВС России была завершена в декабре 2009 года.
 

КОНСТРУКЦИЯ

Самолет представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полета передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырех положений – 16° на взлете и при посадке, 35° – в крейсерском дозвуковом полете, 45° – при боевом маневрировании и 69° – при полете на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. На самолёте трехстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Летчик и штурман располагаются рядом, «плечом к плечу», управление двойное. Катапультные кресла типа К-36ДМ.

На самолете установлены два ТРДФ АЛ-21Ф-3 с тягой на форсаже 2х11500 кгс. Топливная система имеет емкость 11 тыс. 700 литров, плюс возможна подвеска двух дополнительных баков по 3000 л каждый, что увеличивает перегоночную дальность до 2 850 км. В носовой части машины имеется убираемая штанга топливоприемника воздушной заправки по системе «шланг-конус».

Бортовая цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума» массой 837 кг[10] с РЛС переднего обзора «Орион-А» и РЛС предупреждения о столкновении при низковысотном полёте «Рельеф» обеспечивает автоматический вывод самолета в заданный район, полет по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40-50 метров. Также имеется режим автоматического низковысотного полета с огибанием рельефа местности.

Максимальная взлетная масса машины – 39,7 т, максимальная скорость полета на высоте составляет 1 700 км/ч, потолок – 11 тыс. 500 м.

Некоторые технические решения при проектировании Су-24 были позаимствованы у американского истребителя-бомбардировщика F-111.

Су-24 считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении летных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М. После принятия самолета на вооружение ежегодно происходило пять-шесть аварий и катастроф. По словам бывшего заместителя главнокомандующего ВВС РФ Виктора Кота, на 1998 год самолет Су-24 был наиболее аварийным летательным аппаратом в российской военной авиации, потеряно около 100 самолетов.

Материал Википедии