Челябинский «Лоэнгрин» произвел фурор на национальном театральном фестивале «Золотая маска»

Общество
4 марта 2011 года, 14:01

Постановка южноуральских артистов «Лоэнгрин», открывшая в Москве национальный фестиваль «Золотая маска», привлекла внимание столичных критиков, рассказал Агентству новостей «Доступ» художественный руководитель и главный режиссер театра оперы и балета имени Глинки Антон Гришанин во время пресс-конференции, посвященной итогам участия театра в фестивале.

«Зрительный зал театра "Новая опера", где проходил фестиваль, был переполнен, а помимо жюри, пришли также все первые лица московской критики. Порой овации для нас звучали совершенно неожиданно», – рассказал Антон Гришанин.

Как пояснил дирижер, такое внимание отчасти обусловлено тем что, опера «Лоэнгрин» не ставилась в столице уже давно – после Большого театра ее впервые исполнили лишь на сцене «Новой оперы».

Как написали, в частности, «Ведомости», «шаг челябинцев, взявшихся за постановку “Лоэнгрина”, выглядит особо дерзким»: «Это не только первое в истории театра обращение к Вагнеру, но и его самый амбициозный проект – в последние годы он пережил тяжелые катаклизмы, в ходе которых потерял значительную часть прежнего состава труппы. Финансовое состояние театра выдает определение постановки роскошного “Лоэнгрина” как “концертно-сценической версии”. Тем не менее, челябинскому театру хватило задора и фантазии на то, чтобы его первый Вагнер не выглядел безмерно растянутым концертом в костюмах. Как и положено у Вагнера, главная роль в этом спектакле принадлежит музыке. И дирижер Антон Гришанин находит средства, чтобы не сравнивать челябинские оркестр и певцов со столичными. Для тех, чьи представления о Вагнере сформированы Валерием Гергиевым, который видит его как создателя музыки вселенских катаклизмов, мощной, страстной и не снисходящей к отдельному человеку, этот композитор в спектакле Челябинского театра может показаться не вполне знакомым. Вагнер, каким его видит Гришанин, оказывается лиричным, проникновенным и даже деликатным. Он позволяет певцам, среди которых двое номинированы на «Маску» (Федор Атаскевич – Лоэнгрин и Сергей Гордеев – Тельрамунд), не бороться с оркестровым громкозвучием, а представить полноценные драматические характеры. Благодаря этому исполнение, задуманное как полуконцертный вариант, выглядит спектаклем полноценным и гармоничным».

Примечательно, что из 12 оперных спектаклей, номинированных на премию «Золотая маска», всего два представлено провинциальными театрами. Кроме Челябинска, на московской сцене выступил театр из Ростова с оперой «Князь Игорь».

Национальный театральный фестиваль «Золотая маска» продлится в столице до 14 апреля, имена победителей объявят на следующий день, 15 апреля, на торжественной церемонии вручения премии в московском Гостином дворе.

Напомним, романтическая опера «Лоэнгрин» претендует на звание лучшей в пяти номинациях – спектакль, мужская роль, работа режиссера, художника по свету и дирижера.

Дарья Поникарова