65 лет Великой Победы: Минуты Победного марша

Общество
30 апреля 2010 года, 09:45

Агентство новостей «Доступ» продолжает проект «65 мгновений Великой Победы», в котором мы рассказываем о вкладе жителей Челябинска и Челябинской области в победу над фашистской Германией. Выпуск 35-й.

Из семидесяти челябинцев, участников Парада Победы, который прошел на Красной Площади в Москве 24 июня 1945 года, в живых осталось только семеро. Среди них – Борис Масюков, который в годы войны служил в самом элитном полку СССР по охране Кремля. Сам он родом из Саратовской области,  после окончания службы в Москве перебрался в Челябинск, где 46 лет проработал на ЧТЗ.

Уже по традиции Борис Масюков в канун Дня Победы собирается отправиться в Москву. Для него это праздник двойной. Президентский полк Службы коменданта Московского Кремля ФСО России 7 мая отмечает свой очередной день рождения, на который собираются все ветераны-кремлевцы.

Борис Масюков. Июнь 1945 года

В полк специального назначения по охране Кремля, именно так он назывался до 1993 года, Борис Масюков попал за полгода до окончания войны и прямо со школьной скамьи. Как и теперь, чтобы попасть в элитные войска по охране первых лиц государства, необходимо было пройти строжайший отбор. Как вспоминает ветеран-кремлевец, в Саратовском военкомате он прошел комиссию и ряд серьезных проверок. Но куда его отправляют – не знал. «Сказали, что в гарнизон особого назначения, и все, – рассказывает Борис Масюков. – Ребята даже шутили: "Раз гарнизон особый, значит, первыми попадем в Берлин". В Москве нас встретил один из сержантов, который проводил с нами беседы еще в Саратове. "Знаете, где служить будете?" – спросил он. Мы покачали головами. "В Кремле", – и скомандовал грузиться в машину».

Солдаты шестой роты  полка специального назначения по охране Кремля. Борис Масюков – 1-й справа в первом ряду

Уже на следующий день, рассказывает Борис Масюков, их отправили на учебный пункт, где бойцы прошли курс строевой и тактической подготовки, овладевали приемами борьбы по обезвреживанию зажигательных бомб, обучались отражать налеты. Позже приступили к непосредственной охране периметра. «Я попал в шестую роту, которая размещалась в третьем корпусе, там, где позже построен Дворец съездов, – вспоминает ветеран. – В основном стоял на Спасских воротах, но иногда переправляли на другие объекты. Восемь часов – в карауле, восемь – отдых, и следующие восемь – на дежурстве».

По словам Масюкова, до самой смерти Сталина в Кремль особо никого не впускали. «В городе шумно, а здесь, за стеной, тихо-тихо, – рассказывает ветеран. – По внутренним дворам на мотоцикле можно проезжать. Бывали случаи, когда я, стоя в карауле, встречал членов правительства и генералов. От нас требовалось четко поприветствовать их, чтобы не получить замечание. Мимо нас часто проходили Вячеслав Молотов, Анастас Микоян и Климент Ворошилов. Однажды удалось увидеть Светлану Аллилуеву. Она шла от отца из первого корпуса, а я только вышел из Арсенала. Почему-то очень запомнились ее волосы – цвета солнца на закате, такие они были рыжие. Она прошла мимо, улыбнулась, даже поздоровалась и направилась к Троицким воротам в город».

Солдаты шестой роты  полка специального назначения по охране Кремля. Борис Масюков – крайний справа

Кремлевец рассказывает, что несколько раз видел машину, в которой находился Иосиф Сталин. «Но чтобы так, пешим по Кремлю – нет, не приходилось», – говорит ветеран. А вот разговоров о сыне вождя ходило много. Так, однажды Василий, который в то время был уже генерал-лейтенантом и славился своими похождениями, провез в Кремль друга. Охрана увидела и доложила коменданту Кремля Николаю Спиридонову, тот, в свою очередь, Сталину. «Тот всыпал сыну по первое число, – вспоминает Борис Масюков. – После этого Василий, как мог, старался не попадаться коменданту на глаза».

Наступил долгожданный день 9 мая 1945 года. Приказ о победном салюте был подготовлен оперативным управлением генерального штаба. Вопреки обыкновению на этот раз 9 мая для передачи его по радио диктор всесоюзного радио Левитан был вызван в Ставку, в Кремль. Отсюда же, из Кремля, в 9 часов вечера Сталин обратился к народу с краткой речью. Вся страна ликовала. «В тот вечер, – рассказывает ветеран, – я нес службу часовым вместе с двумя офицерами охраны на въезде через ворота Спасской башни. Помню, когда раздались залпы из тысячи орудий из Кремля – из некоторых окон корпуса рядом с башней, попадали стекла. Правда, на следующий день все они были вставлены заново».

А через несколько дней он узнал, что его рота включена в парадный расчет для участия в Параде Победы, назначенном на 24 июня. «Каждое утро начиналось с того, что мы выходили на Ивановскую или Соборную площадь и в шеренгах по 20 человек отрабатывали хождение и повороты, – говорит участник парада. – Кроме того, отрабатывали особый кремлевский строевой шаг: подъем ноги на 40 см, взмах руки вперед до уровня плеча, а потом под прямым углом изгиб в локте, и нога с вытянутым носком с усилием опускается на землю. Теперь у кремлевцев шаг другой. В это время командиры, находившиеся в кузове грузовика, внимательно наблюдали за ходом подготовки».

Наступил долгожданный день – 24 июня 1945 года. «К 8 часам утра все войска были выстроены. Несмотря на непогоду, настроение приподнятое, – вспоминает ветеран. – В 10 часов, с последним ударом кремлевских курантов, раздалась команда "Смирно!" Командующий парадом Рокоссовский отдал рапорт выехавшему из Спасских ворот принимающему парад Георгию Жукову и начался объезд войск. Торжественный марш сводные полки совершали в том же порядке, в котором располагались наши фронта с севера на юг. Открывал парад Карельский фронт, а замыкали шествие сводных полков моряки».

Затем оркестр смолк, и в тишине раздалась резкая дробь барабанов. На площади прошла колонна специальной роты с двумя сотнями вражеских знамен. Знамена почти волокутся по мокрой брусчатке Красной площади. Поравнявшись с Мавзолеем, бойцы делают поворот направо и с силой бросают вражеские знамена к подножию Мавзолея. Эти солдаты подобраны в московской дивизии имени Дзержинского и специально тренировались, как нести знамена поверженного врага и как их бросать. А потом вновь заиграл оркестр, и на площадь вступили войска московского гарнизона и военные академии столицы. Парад длился два часа, дождь все время усиливался, поэтому и прохождение колонн трудящихся в последний момент отменили», – говорит очевидец.

К вечеру дождь прекратился, и на улицах Москвы вновь воцарился праздник. Над Красной площадью высоко в небе с подсветкой прожекторами были подняты аэростатами полотнища размером 18 на 18 метров с изображением ордена Победы и ордена Красной Звезды.