65 лет Великой Победы: Тюрьма особого значения
Агентство новостей «Доступ» продолжает проект «65 мгновений Великой Победы», в котором мы рассказываем о вкладе жителей Челябинска и Челябинской области в победу над фашистской Германией. Выпуск 34-й.
Верхнеуральская тюрьма – место, которое буквально окутано тайнами, легендами и слухами. О ней писали многие, в том числе и Александр Солженицын, который утверждал, что тюрьма на протяжении многих лет являлась политическим изолятором, где сгинули сотни и сотни людей. В годы войны и после нее здесь содержались пленные немцы, а среди таинственных арестантов значились даже двоюродные брат и сестра Гитлера.
Как рассказывает научный сотрудник краеведческого музея Вернеуральска Валентина Ефанова, строиться тюрьма начала в 1905 году. «До этого здесь были сложены бараки для пересыльной тюрьмы, через которые на каторгу брели арестанты, – отмечает научный сотрудник. – Подрядчиком строительства тюрьмы стал известный в городе инженер-строитель Поликарп Сафронов, который, кстати, сам после революции оказался в этой тюрьме из-за того, что не принял советскую власть. Чтобы приступить к возведению тюрьмы, он сначала построил кирпичный завод. Раствор для кладки тоже был особенным. Его выдерживали в земле около года, а потом проверяли и пускали в строительство. В 1914 году работы завершились, и тюрьма приняла первых арестантов».
Утверждали, что при строительстве в подземелье был оборудован специальный тайный карцер, предназначенный для особо опасных узников. С помощью каких-то немыслимых инженерных сооружений в карцер подавалась струя воздуха, да настолько мощная, что бросала арестанта от стены к стене, поднимала в воздух, но сколько ни пытались найти этот карцер, сделать это не удалось.
В период массовых репрессий 1935-1939 годов в тюрьме, бывало, содержалось свыше двух тысяч человек. По одной из легенд здесь сидела Фанни Каплан. Вот только ни единого документа, подтверждающего это, нет. Историки утверждают, что Фанни Каплан была расстреляна в Кремле сразу же после покушения на Ленина. По словам Валентины Ефановой, речь, скорее, идет о ее брате, который пострадал из-за фанатички-сестры и с 1942 до конца войны находился здесь.
В то же время известно и документально подтверждено, что здесь находились Зиновьев с Каменевым, которые даже сидели в одной камере. Отношения между бывшими товарищами в конце концов так накалились, что руководство тюрьмы было вынуждено развести их по разным камерам.
Среди других знаменитых заключенных Верхнеуральской тюрьмы – митрополит Крутицкий (Петр Полянский). Как рассказывает научный сотрудник, он содержался отдельно от других сидельцев. А по большим церковным праздникам митрополит даже благословлял заключенных. В 1937 году его вывезли в Магнитогорск и расстреляли.
Здесь же были убиты и Григорий Сокольников, бывший член Политбюро, и нарком финансов, приговоренный на процессе параллельного троцкистского центра к 10 годам заключения.
В разные периоды времени тюрьму то закрывали, то открывали вновь. В 1939 году всех осужденных, содержавшихся в Верхнеуральской тюрьме, перевезли, и она опустела. Архивы, по некоторым источникам, вывезены в Оренбург и пока остаются нерассекреченными. А вот что касается военного и поствоенного периодов, то все дела арестантов, по некоторым данным, хранятся как раз в Челябинске, в архивах регионального ГУВД (как приемника НКВД), но доступ к ним закрыт. Во всяком случае, ни одному историку и эксперту, работающим по данной тематике, не удалось получить разрешение работать с ними. Милицейское начальство, ссылаясь на нехватку людей и большую загруженность, до сих пор не дало «добро» на рассекречивание материалов. По некоторой информации, папки, имеющие большую историческую ценность, просто скиданы в одной из комнат и даже не описаны.
«До 1953 года тюрьма считалась особой. Таких по стране было три: во Владимирской и Московской областях и здесь, – рассказывает Валентина Ефанова. – В годы войны сюда вывозили заключенных из московского Лефортово и других тюрем СССР. В этот период спецконтингент составляли наши».
По некоторым сведениям, условия содержания были достаточно суровыми. Но постепенно ситуация стала улучшаться. Берия своим приказом потребовал от тюремного начальства обеспечивать «элементарные санитарные условия». Разрешили часовые прогулки, улучшили питание, определили обязательным непрерывный 8-часовой сон. Заключенным стали давать витамины, а ослабленным – диетическое питание. Во многом это было связано с тем, что необходимы были рабочие руки для выпуска промышленной продукции, к чему активно привлекали арестантов.
К 1943 году в Верхнеуральскую тюрьму стали направлять военных преступников. Среди них были и поляки, и японцы, и венгры, целый этаж занимали немцы.
Документы из личного дела Гетц Иоганна Гетц Иоганн – чиновник охранной полиции гауптвахмастера (г. Дрогобыч УССР). Арестован в 1947 году. Принимал активное участие в арестах и массовом истреблении и истязаниях мирного населения, участвовал в публичных казнях советских граждан, находился в составе немецких карательных органов. Участвовал в конвоировании 500 заключенных из Кракова в Германию, во время которого истязали и издевались над заключенными. Арестован «СМЕРШ» Умер в июле 1953 года в Верхнеуральской тюрьме от туберкулеза легких. |
В штат сотрудников даже ввели отделение переводчиков. Местные жители утверждают, что немцев помещали не только в тюрьму, но и в старые казармы, где они даже могли свободно передвигаться по внутреннему дворику. По некоторым воспоминаниям, одеты они были довольно хорошо, держались с достоинством. «Но никто не помнит, чтобы они работали», – рассказывает Валентина Ефанова.
Документы из личного дела Гетц Иоганна |
Интересным выглядит и предположение первого заместителя председателя Государственного комитета по делам архивов Челябинской области Галины Кибиткиной, которой удалось получить ряд дел по немецким военнопленным в архивах УВД. Часть из них была представлена на выставке «Документы поверженного врага» два года назад.
Документы из личного дела Покмайера Франца Леопольдовича |
Когда она изучала материалы по семи делам, то исходя из них, сделала вывод о том, что все они были этапированы из Перми и имели уже ряд хронических болезней. «Может показаться странным, но максимальное пребывание в Верхеуральской тюрьме не превысило трех лет. Совпадение это или нет, трудно сказать. Но все медицинские заключения оформлены подобающим образом», – рассказывает Галина Кибиткина.
Документы из личного дела Штрайтера Рудольфа |
После войны здесь, в Верхнеуральске, несколько лет содержались, пожалуй, самые таинственные узники тюрьмы – родственники Гитлера: кузен Эдуард Шмидт и двоюродная сестра Мария Коппенштайнер. Всего же в военных преступлениях были обвинены пять родственников фюрера. Первым в апреле 1945 года агенты спецслужб «Смерш» арестовали кузена фюрера Эдуарда Шмидта. Известен факт, что родственник тщетно добивался встречи во время Мюнхенской сельскохозяйственной выставки в 1937-м, а также в Нюрнберге в 1939 году. Но так и не был допущен к телу фюрера. Из всех родственников лишь родная сестра Паула, которой запретили носить ее настоящую фамилию (она известна под фамилий Вольф). В свое время Эдуарду из-за его ущербности фюрер купил дом и назначил содержание – 50 рейхсмарок ежемесячно. Именно этот подарок сыграл роковую роль в судьбе Эдуарда Шмидта. На допросах его заставили признать себя виновным в том, что, «он как родственник Адольфа Гитлера одобрял его военно-политические планы», и дали 25 лет лагерей. В 1951 он умер в Верхнеуральске от туберкулеза.
Еще один родственник Гитлера, Йоганн Шмидт-младший, единственный из всей родни фюрера принимал участие в войне. Его отец и главный фашистский преступник были двоюродными братьями. В то же время их матери, Тереза и Клара, были родными сестрами. Йоган появился на свет в 1925 году, когда его дядя уже издал свою книгу «Майн кампф». А когда он учился во втором классе, Гитлер уже стал рейхканцлером Германии. В войну воевал в дивизии СС «Норланд» в Хорватии. На допросах он заявлял, что был лишь посыльным и никогда никого не убивал. Но из показаний его родственников следовало, что Шмидт-младший участвовал в карательных экспедициях против партизан. Более десяти лет провел в советских тюрьмах. И по некоторым сведениям, тоже недолго находился в тюрьме Верхнеуральска. Он оказался единственным из всех арестованных, который смог высвободиться из «застенков». В 1955 его освободили согласно секретному соглашению Аденауэра по военнопленным.
Еще одна таинственная узница Вернеуральской тюрьмы – Мария Коппенштайнер. По словам научного сотрудника краеведческого музея Валентины Ефановой, это была безграмотная крестьянка, жила в деревне, держала домашний скот и никаких привилегий родственницы фюрера не имела. Самого Гитлера видела два раза в жизни. Хотя она и была членом гитлеровской фашистской партии, но никакой политический деятельностью не занималась, просто регулярно платила членские взносы. Марии также пришлось подписать, что она «как кузина Адольфа Гитлера имела с ним связь». После пятилетних допросов Марию Коппенштайнер приговорили к 25-летнему заключению. В 1951 году ее этапировали в Верхнеуральскую тюрьму.
Историк Иван Евсеев, автор книги «Страницы, развитие и становление верхнеуральской тюрьмы» даже указывает номера камер, где она успела посидеть. Так, по его сведениям, вначале она отбывала свой срок на первом этаже в камере № 13, а потом ее перевели в камеру № 20. И умерла через три года от декомпенсированного удара сердца. По воспоминаниям одного из сотрудников тюрьмы, условия содержания были суровыми, организм за годы неволи был ослаблен до предела. Когда женщина несколько раз просила выделить ей валенки, начальник тюрьмы язвительно отвечал, мол, перетопчется и в тапочках. А когда та стала терять зрение и написала заявление с просьбой ей выдать очки, то получила не менее циничный ответ, в котором разрешалось выдать их только после отбоя, когда во всей тюрьме гасится свет.
Кстати ее супруг, Игнац Коппенштайнер сам последовал за женой в СССР и умер за несколько лет до нее в Лефортовской тюрьме. Как следует из официального заключения – от «кавернозного туберкулеза легких».
Иван Мещеряков, который работал в эти годы охранником, в одном из интервью заявил, что видел сестру Гитлера. «Поздно вечером пришла фельдшерица и попросила открыть дверную форточку одной из камер, чтобы передать лекарства больной заключенной, – рассказывал Иван Мещеряков. – На тюремной койке лежала очень худая женщина и тяжело дышала. Судя по номеру на койке, лекарства были предназначены ей. После процедуры фельдшерица шепнула, что это сестра Гитлера».
Однако сразу после этого, как утверждает Мещеряков, ему позвонили и попросили «не говорить лишнего».
Поведал бывший охранник и другую историю – о том, что здесь уже после войны сидел один из адъютантов Рокоссовского, который однажды поднял шум, что он, прошедший всю войну, сейчас вынужден сидеть с немцами и предателями Родины. Также, по его словам, здесь содержался один из военных атташе польского правительства, который регулярно отсылал начальству тюрьмы просьбы о пересмотре его дела.
По некоторым данным, в 1951-1953 годах в тюрьме Верхнеуральска мог находиться и дипломат второй мировой войны Рауль Валленберг. Загадка его смерти пока остается нерешенной. Работавший в Будапеште шведский дипломат Рауль Валленберг, спасший от отправки в нацистские концлагеря тысячи венгерских евреев, был арестован сотрудниками контрразведки «Смерш» в миссии Крастного креста в январе 1945 года. Через 12 лет после войны, 7 февраля 1957 года тогдашний заместитель министра иностранных дел Громыко официально извещает шведского посла в Москве о том, что Рауль Валленберг скончался в лубянской тюрьме от инфаркта. Правда, никаких доказательств этого приведено не было. Однако несколько лет назад ФСБ России рассекретила данные своего центрального архива, согласно которым Валленберг скончался не в 1957, а в июле 1947 года, а вот где именно... Возможно, и в Верхнеуральске.
на рассылку dostup1.ru