65 лет Великой Победы: «Их подвиг бессмертный». Часть 2

Общество
20 апреля 2010 года, 09:35

Агентство новостей «Доступ» продолжает проект «65 мгновений Великой Победы», в котором мы рассказываем о вкладе жителей Челябинска и Челябинской области в победу над фашистской Германией. Выпуск 31-й.

Бессмертные подвиги южноуральцев на фронтах Великой Отечественной войны. Продолжение.

Охотник на «тигров»

Чтобы попасть на фронт, Николаю Худякову (в честь него названа одна из улиц Челябинска) пришлось обмануть сотрудников военкомата. Он родился в 1925 году и боялся, что война закончится еще до его призыва. Таким образом, он «подрос» сразу на три года. И отправился воевать в составе Уральского добровольческого танкового корпуса в мотострелковую бригаду. Он стал героем в боях у железнодорожной станции Фридриховка (операция по освобождению Каменец-Подольского).

Танки и самоходные орудия вплотную окружили правых фланг его батальона. Сюда, на самый опасный участок, и бросили роту противотанковых ружей. Особенно досаждал один «тигр», который подошел к бойцам почти вплотную. Под обстрелом огня Николай Худяков подобрался к танку и выстрелом из противотанкового ружья заклинил башню. Но машина двигалась вперед. Дождавшись, пока тот подберется поближе, вторым выстрелом Худяков все же остановил «тигр».

Второго «тигра» наш земляк поджег выстрелом в моторную часть. А немецких солдат, выскочивших из горящей машины, уничтожил из автомата. Третий танк был подбит на главной улице Фридриховки. Три «тигра» осадили штаб батальона. Николай перебил гусеницу идущего впереди. Всего в этом бою он уничтожил более 30 гитлеровцев. Получил два ранения, но не оставил позицию, пока была не была отбита атака противника.

За проявленные в этом бою мужество и героизм южноуралец был награжден званием Героя Советского Союза.

Вскоре в боях на территории западной Польши Николай Худяков пропал без вести (по другим сведениям, погиб).

Под ливнем пуль

Михаил Медяков попал на войну в 1941 году 17-летним мальчишкой, воевал на трех фронтах. Именно здесь и заметили особое пристрастие разведчика Медякова к «богине войны» – артиллерии. Его после непродолжительной стажировки назначают командиром орудия. В составе 31-й армии он участвует в боях за освобождение Ельни, Смоленска, Борисова, Орши, Минска. Свой подвиг он совершил в самом конце войны, в январе 1945 года, в Восточной Пруссии. Гитлеровский полк при поддержке семи танков и 21 самоходного орудия обрушился на фланг 104-го стрелкового полка. Не выдержав удара, наши подразделения отошли, оставив фланг обнаженным.

На точке осталось только одно орудие, и точным прицелом удалось подбить один танк. Остальные продолжали стремительно приближаться. Медяков был ранен, но продолжал вести огонь по пехоте, вынудив ее залечь.

При помощи раненых солдат из своего расчета Медяков быстро меняет огневую позицию. А когда танки врага движутся в очередную атаку, их опять встречают орудийные залпы, но уже с новой позиции. Минутная передышка – в атаку бросаются фашистские автоматчики, но стрельба картечью останавливает их. К этому времени Медяков уже трижды ранен, а его орудие выходит из строя. Два раненых советских воина (Михаил Медяков и солдат из его батареи Беляков) пускают в ход последнее оружие – автоматы.

В этом бою Медяков и его товарищи уничтожили танк, «самоходку», два пулемета и около 90 фашистов.

Свое четвертое на счету тяжелое ранение Медяков получил в середине марта 1945 года. О капитуляции фашистской Германии и присвоении ему звания Героя Советского Союза он узнал в госпитале.

В 2004 году по решению Челябинской городской Думы ему присвоено звание «Почетный гражданин города Челябинска».

Знамя над Рейхстагом

Во время штурма Берлина было поднято около 40 различных знамен. В историю вошли лишь Егоров и Кантария, водрузившие Знамя Победы над Рейхстагом.

В действительности, во время второго штурма отдельным группам красноармейцев из 171-й и 150-й стрелковых дивизий удалось добраться до Рейхстага и закрепить на нем красные знамена, однако сам Рейхстаг к тому времени еще не был взят, а среди установленных красных флагов не было знамени, «официально» предназначенного для этого Военным советом 3-й ударной армии.

Считается, что первым, почти за сутки до подвига Егорова и Кантарии, на Рейхстаг поднялся наш земляк Василий Казанцев. Этот факт получил отражение и в недавно изданной энциклопедии Челябинской области.

Вот как описывает в те события майор Михаил Бондарь, непосредственный участник событий: «По лестнице, мимо статуи Бисмарка, устремляемся на второй этаж, Докин, Казанцев, Лядов ищут выход на верхние этажи здания. Перескакивая сразу через две-три ступеньки, вырываемся наверх. Еще несколько минут – и нашему взору открывается купол Рейхстага – тот купол, достичь которого мы так мечтали и на пути к которому теряли своих дорогих товарищей. Сам по себе купол ничего особенного не представлял. Это металлический каркас с сохранившимися кое-где стеклами. В центре его зияла дыра – след от бомбы».

«Выйдя наверх, Казанцев, Докин, Кагыкин и Стенников пробрались к скульптуре Княгини Рундот, отыскали в крупе лошади дыру, стали укреплять наш красный флаг. Здесь же рядом Бобров, Лисименко и Минин из группы Макова водружают свой красный флаг», – продолжает ветеран.

«Пока мы устанавливали флаги,  Владимир Маков докладывал командиру корпуса, генералу Переверткину о водружении флагов над Рейхстагом, – пишет в мемуарах  Бондарь. – Гитлеровцы, подбадривая себя сильным автоматно-пулеметным огнем, устремились в контратаку. Укрыться было негде. Стреляя на ходу, пробиваемся вниз. Противник обстреливает нас. Мы кубарем валимся с лестницы: впереди заполненный до отказа нашими солдатами банкетный зал. Здание оглашается трескотней автоматов, взрывами гранат. От их вспышек помещение освещается, и мы видим, как из углов комнат, дверей и лестничных клеток ползут на нас гитлеровцы. Часть из них даже просачивается в банкетный зал. Появляются бойцы Неустроева и Давыдова и с ходу вступают в бой. Наши силы приумножились, контратака противника отражена».

За проявленное мужество Василий Казанцев был удостоен звания Героя Советского Союза. На следующий день после своего подвига Казанцев был тяжело ранен и 13 мая 1945 года умер в госпитале.