65 лет Великой Победы: в Праге челябинских танкистов встречали словами: «Ать жие Руде Армаде!» — «Да здравствует Красная Армия!»

Общество
7 апреля 2010 года, 16:24

Агентство новостей «Доступ» продолжает проект «65 мгновений Великой Победы», в котором мы рассказываем о вкладе жителей Челябинска и Челябинской области в победу над фашистской Германией. Выпуск 26-й.

В 1963 году в Челябинский краеведческий музей поступила посылка. В ней – больше тридцати картин с видами чешских селений и городов. Если собрать их все вместе – получится маршрут, пройденный челябинскими танкистами-добровольцами в мае 1945 года от Берлина до Праги. За два года до этого один из бывших воинов 63 танковой бригады Валентин Чернов приехал на торжества в Чехословакию, где встретился с художником Франтишеком Витерой, с которым познакомился в последние дни войны. Тот и подарил южноуральцу несколько своих работ. И тогда же у живописца родилась идея: создать серию пейзажей, которая напомнила бы челябинцам памятные для них места: Брандысек, Лоуны, Духцов, туннель под Микуловым, пригород Праги... И танк «Т-34», вознесенный на гранитный памятник героям на Ольшанском.

Конечно, надо быть объективными. Когда в мае 1945 советские танки вошли в Прагу – это одна история, да и сам Франтишек Витера, как и большинство чехов, встречал тогда Красную армию как освободителей. Серия картин была написана за несколько лет до того, как советские танки в августе 1968 году вновь вошли в Прагу – этот новый приход чехи восприняли, как оккупацию.

Гостиница на Веверце

Несмотря на взятие Берлина в мае 1945 года, означавшее, что фашистская Германия повержена в прах, отдельные группировки противника продолжали упорно сопротивляться. Последнюю ставку немецкие войска делали на группу «Центр», в которой насчитывалось до 50 дивизий и шесть боевых групп. Берлин был сдан, но немецкие войска еще удерживали западную часть Чехословакии, включая столицу. 5 мая в Праге началось восстание, на баррикады вышло 30 тыс. жителей города. Им удалось захватить телеграф, центральную телефонную станцию, радио, вокзалы, городскую электростанцию, большинство мостов через Влтаву и другие ключевые объекты. Однако эсэсовские танковые и полицейские части жестоко расправлялись с повстанцами, особенно в рабочих районах Праги. Немцы сумели отбить ряд объектов и стали продвигаться к центру города.

Повстанцы обратились за помощью к союзным войскам. Но те, дойдя до демаркационной линии, согласно договору трех великих держав остановились и дальше не пошли. И тогда прозвучал призыв пражан к советской армии с просьбой о поддержке: «Прага истекает кровью».

Уже на утро 6 мая 10 гвардейский Уральский добровольческий танковый корпус, в передовом отряде которого шла Челябинская гвардейская танковая бригада, получил приказ прорываться к Праге. Было принято решение двигаться к столице обходными путями.

 Добромержице  Лоуны

 Дача Красноармеец
 Прага-Кларов

«Co стороны города Лоуны, что на северо-западе Чехословакии, открывается перед нашими глазами панорама Рудных гор, – так пишет в своих воспоминаниях художник Франтишек Витера. – Через эту живописную область и лежал путь Челябинской танковой бригады на Прагу. Спешили. Не было времени рассматривать незнакомый пейзаж. Но все это моя земля, мой родной край. И нет земли, похожей на нее. 3еленые долины, окруженные живописными горами, змейки рек, сверкающие пятна озер. А там, где проходит по реке Лабе северная граница, земля дает обильные урожаи пшеницы, ржи, овощей и фруктов. С другой стороны стеной стоит хмель – наше золото. Пиво, сваренное из него, знает весь мир. Но все это попало в руки немцев».

Тынец Переход через Крушные горы
Брандысек Циновец

Циновец – горная деревушка в Рудных горах. Здесь Челябинская танковая бригада проезжала утром 8 мая. «Тогда им пришлось прорываться, здесь еще сидели немцы. Им предстояло преодолеть не только болота, но и заминированные отвесные скалы гор», – пишет художник.

Духцов виадуки Виадук над Муколовом
Дача Микулашка Брандысек

Духцовский виадук – более половины века здесь не утихала борьба за хлеб. «Это была первая область, которую отняли у нас еще в 1938 году. В Мюнхенском договоре она получила название Судеты», – вспоминает Франтишек Витера.

Следующая остановка – Терезин, древняя военная крепость, которая стала воротами в пекло Освенцима, Майданека, Равенсбрюкена, да и сам город стал могилой для тысяч людей. «И как тогда мы радовались, слыша о том, что советские войска пошли на Берлин, – отмечает художник. – И пришли! Советсткие танкисты – усталые, запыленные, отвечавшие на все вопросы только одно: "На Прагу– прямо"».

 Прага – Кларов Циновец
 Гостиница на Веверце Виадук у деревни Гроб

Впереди два виадука, взорванные немцами над Муколовым и деревней Гроб. «Танки, опасаясь дальнейших взрывов, идут вниз, по отвесным скалам. Сегодня вериться с трудом, что такое возможно», – рассказывает Витера. – Наконец-то на твердой земле, но все же на Прагу. Дальше – Духов».

 

Вечером 8 мая советские танкисты уже продвинулись к деревни Добромержице. «Радость и объятия. Танки были обсыпаны людьми до такой степени, что были похожи на ульи. Вдруг – атака с воздуха, местные разбежались, но танкисты сумели подбить самолет», – вспоминает художник, который именно здесь познакомился с русским солдатом Валентином Черновым. Танкист попросил чеха указать ему дорогу, и тот согласился. До Праги оставалось еще 50 километров.

   
 Кутровице  Кутровице
   
Туннель под Муколовом Слани

На рассвете 9 мая  танковая бригада под командованием Михаила Фомичева первой ворвалась с боями в оккупированную Прагу и приняла участие в ее освобождении. 

Прага – Кларов

При активной помощи боевых дружин восставшей Праги войска 1, 2 и 4-го Украинских фронтов к 10 часам 9 мая очистили город от захватчиков, а 10-11 мая остатки вражеских войск сложили оружие.