65 лет Великой Победы: Долгий путь домой челябинского драматического театра

Общество
24 марта 2010 года, 10:01

Сезон 1941-1942 года Челябинский театр драмы открыл с опозданием – 6 декабря. В Шадринск, куда труппа вынуждена была уехать, уступив здание эвакуированному московскому Малому театру, вовремя не привезли декорации и костюмы. Последний вагон пришел только в марте 1942 года. Летом театр выехал на гастроли в Курган, а также давал многочисленные постановки в разных городах области. 

Спектакль «Надежда Дурова».
В главной роли – Маргарита Горбатова. 1942 год

Из-за частых переездов и потери основной труппы – более пятидесяти человек ушли на фронт, местный театр потерял свою творческую форму. Новые спектакли не ставились, посещаемость начала стремительно падать. Возвращение в родные стены в сентябре 1942 помогло театру вновь обрести своего зрителя. В Челябинск из разных городов страны в эвакуацию прибыли Николай Соколов и его жена Маргарита Горбатова, Константин Македонский, Анастасия Лескова, Евгения Евгеньева, Алексей Трашин, которые стали ведущими актерами театра. По воспоминаниям Исаака Гитлина, который вернулся с ранением с фронта в начале 1943 года и до сих пор работающего в театре, в челябинской труппе нехватки актеров уже не ощущалось.

Сцена из спектакля «Надежда Дурова». 1942 год

Вполне естественно на первый план вышли спектакли о войне, которых практически не было в репертуарах в первые годы войны. «Театры в буквальном смысле слова заказывали одноактные пьесы авторам: писателям и драматургам. Те писали с поистине космическими скоростями: следовало в кратчайшие сроки наполнить репертуар театров новыми актуальными, злободневными пьесами», – отмечает доцент Челябинской государственной академии культуры и искусств, кандидат педагогических наук Юлия Гушул. Даже в условиях дефицита драматургического материала данной тематики в 1942 году поставлено сразу три спектакля, в том числе «Русские люди» Константина Симонова.

Сцена из спектакля по пьесе Леонида Леонова «Нашествие». 1943 год

В своих воспоминаниях актер Борис Мансуров написал, что когда он учился в студии при театре, худрук Меер Гершт, работая над пьесой Константина Симонова «Русские люди», предложил ему сыграть роль немецкого солдата. В спектакле были заняты известные в то время актеры. «Я радовался, что мне предстоит работать с такими знаменитостями, – вспоминает Мансуров. – И конечно, всех нас крайне захватывала сама пьеса о войне. Но когда поступило это предложение, радость как рукой сняло. Несколько дней я маялся и не рад был участию в спектакле. Ведь мой старший брат был на фронте, а я мечтал о том же. Набрался смелости и пошел просить роль русского солдата».

Сцена из спектакля по пьесе Леонида Леонова «Нашествие». 1943 год

В ноябре 1942 году в Челябинск приезжает Эммануил Краснянский, до этого возглавлявший Московский театр сатиры, который сумел поднять уровень мастерства в провинциальном театре еще на одну ступень.

Спектакль по пьесе Леонида Леонова «Нашествие». В ролях: Константин Македонский, Софья Вадова, Анастасия Лескова. 1943 год

Одной из самых ярких признана военная постановка в 1943 году пьесы Леонида Леонова «Нашествие». Спектакль правдиво раскрыл образы пьесы Леонова, верно передал страстную и тревожную атмосферу того времени.

Сцена из спектакля по пьесе Леонида Леонова «Нашествие». 1943 год

Яркими событиями культурной жизни Челябинска были и поставленные Краснянским героическая комедия о войне 1812 года «Надежда Дурова», а также «Три сестры» Чехова. Его премьера состоялась 22 февраля 1944 года, спектакль закончился в пятом часу ночи, но ни один зритель не покинул театр, не досмотрев пьесу. Как вспоминал Эмануил Краснянский, «когда прозвучали последние слова "Трех сестер", и занавес медленно закрылся, несколько секунд в зрительном зале царило молчание, разразившееся длительными, долго не смолкавшими аплодисментами».

«Три сестры» по пьесе Антона Чехов. Ирина – Елена Сперанская, Ольга – Изабелла Баратова, Маша – Анастасия Лескова. 1944 год

Анастасия Лескова, сыгравшая роль Маши в «Трех сестрах», позже вспоминала: «Необычайная человечность и правдивость чеховских героев заставляли особенно чутко и требовательно относиться к каждому жесту, каждому движению и беспощадно отбрасывать все, что могло нарушить строгую чистоту и очарование душевной красоты чеховской драмы».

Сцена из спектакля «Три сестры» по пьесе Антона Чехова. 1944 год

По словам Гитлина, очень много работать в годы войны хоть было и сложно, но интересно: «Конечно, помещения практически не отапливались, и репетировали в верхней одежде. Да и в перерывах между репетициями больше говорили о том, где достать продукты, но сама атмосфера была завораживающая. Наших снабженцев знали практически во всех магазинах города и, если что-то надо было для декорации, отдавали чуть ли не за бесплатно».

Вспоминает Гитлин и забавный случай, как однажды, уже после третьего звонка, когда стал открываться занавес, вдруг откуда-то выскочила крыса, которая попала сюда из мастерской, и, пробежав до середины сцены, вдруг замерла и стала удивленно смотреть в зал. «Хохот стоял неимоверный», – рассказывает Гитлин. Рабочие долго выгоняли зверька со сцены.

Софья Вадова перед выходом на сцену.
Спектакль «Гроза» по пьесе А.Н. Островского. 1943 год

В перерывах между спектаклями актеры на призывных пунктах, на вокзале перед отъезжающими на фронт бойцами, в госпиталях, на заводах и фабриках давали концерты, состоявшие из фрагментов спектаклей, драматических этюдов, баллад, стихов, комических рассказов.

В годы войны челябинский театр смог подняться на новый для себя художественный и творческий уровень, и неслучайно в августе 1945 году он получил статус театра республиканского значения.

Продолжение следует...                                                                                 

Фото из музея Челябинского академического
театра драмы им. Н.Ю. Орлова
и объединенного госархива Челябиской области