65 мгновений Великой Победы: битва за металл. Часть 1

Общество
14 марта 2010 года, 20:18

Агентство новостей «Доступ» продолжает проект «65 мгновений Великой Победы», в котором мы рассказываем о вкладе жителей Челябинска и Челябинской области в победу над фашистской Германией. Выпуск 9-й.

Строительство в военных условиях Челябинского металлургического завода (ЧМЗ), по словам первого секретаря обкома партии Николая Патоличева, руководившего областью во время войны, «с первых дней приобрело характер штурма».

Хотя решение о вводе  Бакальского металлургического завода (именно под таким названием оно фигурирует в начале стройки. – Прим. редакции) на площадке в районе Першино было принято в 1934 году, уже в следующем году стойкузаморозили. По тем временам металлургическое машиностроение «потянуть» такой проект было еще не в состоянии.

Но началась война, страна нуждалась в металле для производства техники. Нерешенный вопрос с оборудованием тоже решился. В Челябинск в сентябре-октябре 1941 года стали прибывать эшелоны с эвакуированными мощностями Алчевского металлургического завода, Электростали, завода «Красный октябрь» из Сталинграда, а также Новолипецкого металлургического завода, Запорожстали. Руководство объектом было поручено «Бакалстрою» (с августа 1942 года во всех официальных документах появляется Челябинский металлургический завод и, соответственно, Челябметаллургстрой), подчинявшемуся непосредственно НКВД.

И если по довоенному плану первую очередь завода намечалось пустить в 1944 году, теперь советское руководство рассчитывало получить первую партию стали в середине 1943 года.

Часть рабочих прибыла из особых строительно-монтажных частей действующей Красной армии, их размещали в палаточных лагерях, на месте которых впоследствии копали землянки и воздвигали бараки.

Вот как вспоминают прибывшие из Сталинграда бойцы 5-й саперной армии первые дни пребывания в Челябе: «Прибыли мы на строительную площадку и от Потанино до Першино шли пешком по глубокому рыхлому снегу, потом увидели кол, вбитый в землю (на месте нынешней трамвайной остановки "Ул. Сталеваров"), на нем дощечка с надписью: "Предзаводстрой", а далее шли заводские строения. Встречали нас два больших барака, печи, сделанные из металлических бочек. Спали на полу, а когда утром проснулись, то встать не могли: доски-то нар были в смоле, мы прилипли к ним ночью».

Бойцы стройколонны на строительстве землянок. 1942 год
Из фондов ОГАЧО

Но бойцы строительных отрядов составили лишь малую часть всех рабочих, задействованных на строительстве металлургических гигантов. «Преимущественно "трудармия" комплектовалась из представителей «провинившихся» народов – советских граждан, этнически родственных населению воюющих с СССР стран: немцев, финнов, румын, сербов, венгров и болгар, – рассказывает главный специалист отдела формирования архивного фонда Государственного комитета по делам архивов Челябинской области Елена Герман. – На самом деле, де-факто произошел переход от собственно "трудовой армии" как военизированного формирования Красной армии, задействованного в народном хозяйстве, на силы переселенцев, в первую очередь, советских немцев из Поволжья и жителей Средней Азии».

Так, в сентябре 1941 года по решению советского руководства началась поэтапная депортация немецкого населения европейской части СССР. В короткий срок сотни тысяч немцев в товарных вагонах, которые народ назвал «вагонами для скота» были в срочном порядке вывезены в Сибирь и Казахстан. Большинство немецких семей не смогло взять даже самого необходимого – не хватало времени на сборы, не хватало места на подводах и машинах, на баржах и в вагонах. «Здесь нужно учитывать, что с позиции тех лет, государство считало такие меры оправданными, так как переселение, пусть и советских, но все же немцев в малонаселенные районы страны позволило сразу ликвидировать любую возможность формирования повстанческий групп или перехода их на сторону противника», – говорит Елена Герман.

Больничный корпус на территории лагерного участка. 1944 год
Из фондов ОГАЧО

Не успели люди обжиться на новом месте, как государственный комитет обороны (ГКО) принимает решение о мобилизации трудоспособных советских немцев, в частности, мужчин в возрасте от 15 до 55 лет, а также женщин от 16 до 45 лет (беременные и имеющие детей до трех лет в эту категорию не попадали) на все время войны и направлении их на объекты НКВД и Наркомата путей сообщения – на строительство металлургических заводов и железнодорожных веток.

«Мобилизованных» немцев в Челябинской области зимой-весной 1942-1943 года насчитывалось около 40 тысяч человек, из них почти 90% было размещено в исправительно-трудовом лагере «Бакаллаг», они и трудились на возведении ЧМЗ. «Остальная незначительная часть распределилась на добывающих предприятиях – в Копейске, Коркино, Еманжелинске, Златоусте и других районах, – отмечает сотрудница архива. – Имея паспорт гражданина СССР, они работали в условиях особого режима содержания и принудительной организации труда».

Продолжение читайте в понедельник, 15 марта