Наталья Воронкова, директор по розничному бизнесу операционного офиса «Челябинский» Альфа-банка: В условиях кризиса люди выбирают надежность

Интервью
4 августа 2009 года, 10:06

Альфа-банк – один из немногих, где продолжают выдавать кредиты металлургам, оказавшимся сегодня не в самой лучшей ситуации из-за кризиса в отрасли. Хотя некоторые критерии и подходы к заемщикам у банка все-таки поменялись. О том, как ведет себя кредитный портфель Челябинского филиала Альфа-банка, как складываются отношения с клиентами «Северной казны», которая была приобретена Альфа-банком, и каким вкладам отдают предпочтение его клиенты – Агентству новостей «Доступ» рассказала директор по розничному бизнесу операционного офиса «Челябинский» филиала «Екатеринбургский» Альфа-банка Наталья Воронкова.

- Скажите, как в Альфа-банке обстоят дела с ростом просроченной задолженности, много ли проблем возникает с ипотечными кредитами?

- Приятно отметить – несмотря на то, что челябинский филиал был на третьем месте в стране по количеству выданных ипотечных кредитов, а кредитный портфель был достаточно большой, он оказался очень качественным. Несколько клиентов обратились к нам с просьбой о реструктуризации долга, мы сейчас рассматриваем варианты решения. Наш кредитный портфель ведет себя достаточно качественно, что говорит о правильной оценке возможности заемщика.

- Каким образом обстоят дела с выдачей кредитов металлургам – физическим лицам?

- Такого критерия, что если человек работает на металлургическом предприятии, ему будет отказано в кредите – нет. У нас работает офис в Металлургическом районе Челябинска, где основная часть жителей – работники комбината, и там мы продолжаем выдавать кредиты и кредитные карты. Все зависит от личной кредитной истории заемщика и его возможностей, а не от того, в какой сфере он работает.

- Но подход к кредитованию все же изменился?

- Естественно, кредитная политика была пересмотрена. Сейчас мы, как и все банки, заинтересованы в том, чтобы выдавать кредиты на небольшой срок, небольшими суммами и под достаточно высокие проценты по сравнению с тем, что были до кризиса. Раньше мы могли выдать заемщику кредит, который мог в 10-15 раз превышать его доход, сейчас сумма потребительского кредита не превышает четырех ежемесячных доходов клиента. Изменились сроки кредитования: если до кризиса у нас можно было получить кредит сроком до пяти лет, то теперь – это максимум два года. Пересмотрены критерии оценки заемщиков с точки зрения экономической безопасности.

- А если ваши собственные заемщики сталкиваются с проблемами, то каким образом помогаете выправить ситуацию?

- Заемщику надо предоставить документы, что у него в семье действительно есть финансовые сложности. Тогда мы предлагаем ему варианты реструктуризации: это может быть увеличение срока кредитования, предоставление кредита, который позволит не платить какое-то время, но с увеличением платежа впоследствии.

- Можно ли сейчас сказать, спустя почти год, что доверие к банковской системе восстановилось?

- Мы заметили, что когда кризис начался, произошел отток денежных средств. Сейчас на счетах клиентов полностью восстановлены балансы, а объем депозитов у нас вырос практически в два раза. В условиях кризиса люди выбирают надежность. Поэтому к нам стали приходить вкладчики из других банков, кто-то начал выводить средства из рискованных операций. Благодаря этому и произошел существенный рост депозитов.

- А как складываются отношения с клиентами «Северной казны», которая была приобретена Альфа-банком?

- Мы сейчас производим миграцию клиентов, у которых были некредитные продукты в «Казне». Для тех, кто брал кредиты в «Северной казне», ничего не меняется. За три месяца мы перевели большую часть клиентов, которые имеют депозиты и вклады.

- Можно ли сказать, какие вклады наиболее интересны для клиентов Альфа-банка?

- Предпочтение отдается, естественно, среднесрочным вкладам, так как предположить, что произойдет через три года, например, сейчас сложно. В последнее время выбирают рублевые вклады, потому что люди понимают, что с долларом и евро может происходить все, что угодно, и вкладывают в рублях. Есть удобные мультивалютные вклады, когда можно разбить деньги на доллары, рубли, евро и – при изменении курса – переводить средства с одной валюты на другую в рамках вклада, не теряя проценты. Производить эти операции можно через Интернет-банк «Альфа-Клик».

- Интернет-банк действительно настолько удобная услуга, как об этом говорят в банках? И насколько обеспечена безопасность при его использовании?

- Дело в том, что этот сервис помогает сэкономить очень много времени, так как операции можно проводить из дома или с рабочего места. Кроме того, расширяется спектр операций, которые можно сделать самостоятельно. О том, что эта услуга пользуется все большим спросом, говорит то, что в этом году количество подключений к Альфа-Клику выросло в три раза. При соблюдении элементарных норм безопасности этот сервис совершенно надежен.

- Расскажите о планах по дальнейшему развитию филиала.

- После слияния с «Северной казной» в Челябинске насчитывается девять офисов банка. Наше основное направление сейчас это увеличение количества услуг для наших клиентов. Мы постоянно расширяем ассортимент продуктовой линейки и стараемся удовлетворить требования даже самых притязательных клиентов.