Анатолий Брагин, вице-спикер Заксобрания Челябинской области: Вертикаль власти – это не осиновый кол, воткнутый в землю, который может подгнить и рухнуть

Интервью
25 июня 2009 года, 10:25

В Минрегионразвития РФ обдумывают вариант очередной революции – пересматривают взаимоотношения федеральной власти и регионов. Если революция, абсолютно бескровная, состоится, власти все уровней будут работать в новых условиях. Об этой революции, о законодательстве федеральном и региональном корреспондент Агентства новостей «Доступ» беседует с вице-спикером Законодательного Собрания Челябинской области Анатолием Брагиным.

- Анатолий Иванович, Вы только что вернулись из Москвы, с заседания в Минрегионразвития РФ. Было что-то важное для регионального законодательства?

- Обсуждали «Концепцию совершенствования региональной политики в Российской федерации», очень смелый проект.

- Смелее, чем старая концепция?

- А старой концепции и не было. Эту концепцию правительство РФ пытается разработать и принять уже три года. И вот теперь нам предлагают почти окончательный вариант.

- Тогда в чем смелость?

- Вот послушайте: «Достаточно большой круг властных полномочий, оказывающих существенное влияние на социально-экономические процессы и инвестиционный климат в регионах, по-прежнему осуществляется территориальными органами федеральных органов исполнительной власти». И это еще не все. «Численность работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти превышает совокупную численность работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администраций муниципальных образований». Количество этих органов различной ведомственной принадлежности – более сорока в каждом субъекте Российской Федерации. Правительство фактически признало, что федеральные органы в регионах доминируют в ущерб самим регионам. При том что функции, и это тоже отмечено в проекте концепции, зачастую дублируются.

- Но мы-то видим больше именно региональные власти, а не представителей федерального центра...

- В том-то и дело. И новая концепция предполагает перераспределение полномочий. Звучит так: «Необходимо также продолжить работу по передаче осуществления полномочий Российской Федерации исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с одновременным сокращением количества территориальных органов федеральных органов исполнительной власти), в первую очередь, полномочий, оказывающих существенное влияние на социально-экономические процессы и инвестиционный климат в регионах, в том числе отдельных контрольно-надзорных полномочий».

- И какой здесь должна быть роль Законодательного Собрания? Вас же неслучайно пригласили на заседание в Минрегионразвития как вице-спикера регионального парламента, руководителя комитета по законодательству.

- Передача полномочий подразумевает принятие целого пакета нормативных актов на уровне субъекта Федерации. К тому же, в Москве хотели услышать мнения с мест.

- Вы высказывали замечания?

- И мы высказывали, и наши коллеги из других регионов. Причем замечания были созвучны. К примеру, мы все обратили внимание на то, что некоторые законы «спускают сверху» 31 декабря, с условием что с 1 января полномочия переданы регионы. То есть дают одну ночь на реализацию – физически это реализовать невозможно. Кроме того, передача полномочий зачастую проходит без финансового обоснования. То есть те расходы, которые раньше нес федеральный центр, просто перекладывают на регионы.

- Так у нас получилось с лесами и пожарными службами...

- Именно так – мы должны потом на своих заседаниях перекраивать бюджет, вводить новые расходные статьи, при том что доходных статей у нас не прибавляется. К тому же, если федеральный центр снижает налоговую базу, чтобы, к примеру, облегчить жизнь малому и среднему бизнесу, то делается это за счет тех платежей, что пополняют бюджет субъекта Федерации. Мы и просили в Минрегионразвития, чтобы к этой теме отнеслись особенно внимательно. В проекте концепции, кстати, указано: «предусмотреть предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций в объеме, соответствующем подтвержденным расчетами расходам на надлежащее исполнение полномочий».

- Если концепция будет принята, то вашему комитету предстоит много работы. Кстати, когда ее планируют принять?

- До конца года. А что касается работы, до за эту сессию через наш комитет прошло более полусотни законов.

- Почему так много? Чем больше законов, тем труднее им следовать…

- Большая часть законов – это поправки в областные нормативы: уточнение границ муниципальных образований, приведение в соответствие с федеральным законодательством. Это тоже важная тема, которую необходимо исполнять.

- Ну, а самый интересный собственный закон, ноу-хау ЗСО, какой? Много спорят на тему закона о коррупции, считая его просто декларативным документом, а не действенным нормативом.

- В ответ на подобные упреки могу сказать, что благодаря закрепленной областным законодательством антикоррупционной экспертизе мы отклонили 14 законопроектов и нормативов. Потому что обнаружили в документах прорехи, провоцирующие коррупцию. Скажем так, в документе написано: «Глава вправе…» А дальше уже поле для деятельности. Так что наш закон о коррупции, конечно, не ноу-хау, но и просто декларативным его назвать нельзя.

- Ваша должность – это не только законопроекты, но и местное самоуправление. Эта нива, как мне кажется, и вовсе вся в прорехах. Почему?

- Вопрос этот не простой, я вникал в него и продолжаю вникать. Мы только начали жить по 131 закону, на местах еще слаба кадровая и управленческая база, и абсолютное большинство муниципалитетов дотационные. Те налоги, которые собираются в сельских поселениях, зачастую даже не покрывают содержание аппарата глав поселений.

- Но ведь это тоже из-за слабой кадровой базы.

- Конечно. Налоги, в том числе и за землю, надо уметь собирать, надо зарабатывать. Хорошо, что в благополучное время мы смогли выкроить из бюджета средства на газификацию, на ремонт поселковых дорог, на сохранение малокомплектных школ и обустройство фельдшерско-акушерских пунктов. У нас более трех сотен муниципалитетов. В идеальном варианте – укрупнения. Но население еще к этому не готово, хотя работу мы будем продолжать.

- А еще проблема не только в вечной дотационности, но и в том, что на местах не хотят заниматься правовыми нормативами. Это к вопросу об Уставах муниципальных образований, не соответствующих федеральному законодательству...

- Правовой нигилизм! Предпочитают выяснять отношения между собой. Вы же помните, как было в Верхнем Уфалее. Дело дошло до того, что губернатор мог вынести на наше рассмотрение, по письму прокурора, вопрос о роспуске Собрания депутатов округа, и только эта мера оказалась действенной.

- По поводу выяснения отношений. Вас не удивило, что суд Озерска признал решение об отставке главы незаконным?

- Нисколько не удивило. Когда я был на этом собрании как представитель ЗСО, то прогнозировал, что Сергей Чернышев через суд опротестует импичмент и суд выиграет, что надо привести в порядок Устав, тема отставки юридически уязвима. Депутаты ко мне не прислушались, бал правили эмоции. Эта поспешность просто дискредитирует закон, подписанный президентом Дмитрием Медведевым. Что касается выяснения отношений, то сталкиваются не интересы избирателей, а бизнес-интересы, что не идет на пользу никому. Как сказал Карл Маркс, ставший в кризисное время снова популярным: «На что только не может пойти капиталист ради 25 процентов прибыли!» А вообще, виновны обе стороны, и обе стороны должны быть удалены от власти. Но выводы сделают избиратели.

- Недавно в Челябинск, в гости к депутатам вашего парламента, приезжал политолог Геннадий Бурбулис. Упрекал ЗСО в том, что Челябинская область посылает слишком много законодательных инициатив в Госдуму, что такая активность бесполезна, что все равно эти инициативы никто не принимает. Что Вы можете сказать в ответ?

- Во-первых, законы по нашим инициативам принимают. Во-вторых, что за федерализм, если субъекты Федерации будут стоять в стороне от законодательного процесса? Если инициативу отвергли сейчас, то не значит, что к этой теме уже никогда не вернутся. Наши проекты оправданы опытом. И рано или поздно к ним прислушиваются. Так было с законопроектом о нахождении в общественных местах несовершеннолетних, об их информационной безопасности. Законодательство невозможно без региональных инициатив.

- Эти инициативы помогают выстраивать вертикаль власти?

- Вертикаль власти – это не осиновый кол, воткнутый в землю, который может подгнить и рухнуть. Это дерево, корни которого – местное самоуправление, ствол – региональная власть, а крона – власть федеральная. Поэтому и акценты должны быть перенесены к корням и стволу.

Альбина Золотухина,
фото Вадима Ахметова