Евгений Карпов, глава Магнитогорска: Надо соблюдать закон, а не заигрывать с предпринимателями

Интервью
18 июня 2009 года, 14:07

Через неделю Магнитогорск справит свое 80-летие. В преддверии праздника в городе появляются значимые социальные объекты  – после масштабной реконструкции сданы в эксплуатацию родильный дом № 3 и подстанция скорой помощи, достраивается ПЭТ-центр. Между тем, юбилей выпал на нелегкий для  флагмана первых пятилеток период – как раз на разгар мирового экономического кризиса. О том, как живет Магнитка в новых условиях, о взаимоотношениях власти с бизнесом и перспективах города металлургов корреспондент Агентства новостей «Доступ» побеседовал с главой Магнитогорска Евгением Карповым.

 

- Евгений Вениаминович, как Вы оцениваете сегодняшнюю социальную ситуацию в Магнитогорске? Создается впечатление, что город погружается в депрессию из-за проблем на градообразующем предприятии. По крайней мере, такие настроения царят в разговорах – я недавно приезжала на выходные. Или мне это только кажется?

- Я не думаю, что в городе царят депрессивные настроения. Несмотря на кризис, город продолжает развиваться. Реализуются все социальные гарантии, достаточно эффективно работает антикризисный штаб.

- Вы имеете в виду общественные работы?

- Не только. Но если говорить о городской программе общественных работ – люди действительно трудятся, приводят город в порядок.

- Работу дворников не дублируют?

- Нет, дворники занимаются своим делом. А те, кто участвует в общественных работах – у нас в них занято три тысячи человек, – благоустраивают парки, центральные улицы, то есть те территории, что убирают раз в год на субботниках, да и то не так, как следует. А теперь в парке, к примеру, вырезали всю нижнюю поросль. Парк теперь весь просматривается, на День города гулять там будет безопасно.

Настроение же, о котором Вы говорите, я бы не назвал депрессией, скорее происходит перераспределение образов мышления. Раньше работник меткомбината все свое будущее связывал с предприятием – и это будущее было предопределено. Закончил школу, потом колледж или МГТУ, и все сложилось на много лет вперед. Теперь же все по-другому. Надо привыкать к тому, что надо искать применение своим способностям в новых экономических условиях.

- Надо привыкать к мысли, что не все зависит от комбината?

- Надо привыкать к тому, что приходится надеяться на себя, на свои силы. И иметь, как минимум, по две-три рабочих специальности.

- Только на свои силы? А чем могут помочь городские власти? Вы уже упомянули общественные работы, что еще может сделать мэрия?

- Мы ведем работу с предприятиями, которые либо могут впасть в состояние банкротства, либо задерживают заработную плату.

- С какими именно предприятиями?

- «Южуралавтобан», к примеру, крупнейшая дорожно-строительная организация, которая в этом году осталась без заказов и финансирования и где работает тысяча человек. В прошлом году мы потратили на ремонт и строительство дорог 750 миллионов рублей, в этом году замахивались на миллиард, дали только 50 миллионов, хватит только на ямочный ремонт.

- И ничего больше не обещают по дорожным статьям бюджета?

- Хватит рассчитывать на обещания, надо заниматься самим. В конце недели мы с гендиректором «Южуралавтобана» Алексеем Гущиным отправляемся в Москву, чтобы решить вопрос с «Внешэкономбанком» о выделении кредита под гарантии субъекта федерации. Эти деньги нужны для финансирования строительства нового, пятого, мостового перехода. Речь также пойдет об участии «Южуралавтобана» в реконструкции трассы М-5. Пока что сотрудники предприятия активно занимаются общественными работами.

И хотя каждый должен заниматься своим делом, все же пример сотрудничества с «Южуралавтобаном» я, скорее, оцениваю как положительный. Чего, к сожалению, не скажешь о скандально известном «Металлургмаше». Собственник в условиях банкротства четыре года сидел на заводе, не вкладывая в производство ни копейки и ничего не делая для того, чтобы вывести предприятие из ситуации банкротства. А сейчас противится тому, чтобы завод был продан – по конкурсу, новому вменяемому собственнику. Наша администрация, областное правительство, делают все, чтобы дать правовую оценку ситуации и вывести предприятие на конкурсную продажу.

- Вменяемый собственник уже есть?

- Я думаю, что в условиях конкурса такого найдут.

- А мойщики вагонов? Про них, точнее про то, что им не платят зарплату, уже знает вся область.

- Этой ситуацией мы занимаемся. Очень интересная схема там была создана – деньги переводились с одного счета на другой и не дошли до рядовых сотрудников. Хотя долг, с точки зрения оборота, копеечный – 800 тысяч рублей. Свою ответственность должна нести и Южно-Уральская железная дорога.

- Железная дорога, насколько известно, собирается создавать свои дочерние компании, по обслуживанию вагонов...

- Но это же будет нескоро! А вопрос надо решать уже сейчас. Нельзя оставлять людей без зарплаты и доводить ситуацию, до той, что сложилась в Пикалево.

- А вы как восприняли сюжет о Пикалево?

- Если мы пойдем по пути Пикалево, то завтра все парализуем и остановим. Я не считаю, что это правильно, когда приехал большой начальник из Москвы, стукнул кулаком по столу, все решил – это не методы управления государством. Все надо решать на местах, не дожидаясь социального взрыва.

- Толчком к социальному взрыву может послужить несоблюдение хотя бы одной социальной гарантии. К примеру, смогут магнитогорцы этим летом отправлять детей в лагеря отдыха?

- Меня всегда распирает гордость, что с того дня, когда я пришел работать главой города, ни один детский лагерь отдыха не был закрыт. Мы даже сохранили детскую дачу «Горный ручеек». И всякий раз, когда подводят итоги летнего отдыха, Магнитогорск оказывается лучшим в решении этого вопроса.

- Значит, как и раньше, детей Магнитки стараются непременно вывозить за город, чтобы они «накислородились»?

- Непременное обязательство для такого промышленного города, как наш. Мы это обязательство соблюдаем.

- А средств хватит, учитывая падение бюджетных доходов? Способен ли город выполнить свои социальные обязательства?

- Мы формировали бюджет, «не задрав штаны» – как запланировали, так все и получается, доходная часть совпадает с расходной. Достроили роддом, оплачиваем проезд пенсионеров, вовремя выплачиваем зарплату бюджетникам, сохраняем все медицинские учреждения с необходимым набором услуг.

- Но от каких-то расходов все равно приходится отказываться? То, что городское управление культуры отреклось от фестиваля «Арт-платформа», это дань кризису или по иным причинам?

- «Арт-платформа» была значимой тогда, когда фестивалем занимался Леонид Голицын, к сожалению, ныне покойный. А то, во что сейчас превратился фестиваль, не имеет к детищу Голицына никакого отношения. Со смертью Голицына мы потеряли магнитогорскую рок-культуру, и не нашлось человека, кто бы смог Голицына заменить. Поэтому на последнем фестивале было так мало людей.

- Существует ли теперь некогда знаменитая связка «город – комбинат»? Или исполнительная власть должна действовать самостоятельно?

- Отношения города и комбината складываются на условиях партнерства. Это раньше комбинату принадлежали даже трамваи и коммуналка. Сейчас за все отвечает город, и все финансируется из того, что имеется в бюджете – согласно 131-му закону. Если мне не положено содержать пожарную команду, то я пожарных содержать не буду, какие бы письма мне ни писали. Если я должен нести ответственность за детские сады, я эту ответственность несу. Каждый должен заниматься своим делом, в том числе и комбинат – обеспечивать город рабочими местами.

- А с представителями малого и среднего бизнеса как сейчас складываются отношения? В тех конфликтах, что описывались в прессе, Ваша правота очевидна. Но Вас упрекают в «негибкости». Что вы скажете в ответ на эти упреки?

- Про «гибкость» – это от лукавого. Мы все хотим, чтобы здания были безопасными. Почему я должен нести ответственность за то, что здание строится без разрешительных документов? Я и впредь буду говорить, что незаконно строить нельзя, даже если меня будут обвинять в отсутствии гибкости. Надо соблюдать закон, а не заигрывать с предпринимателями.

- Говорят, что все магнитогорцы «упертые», их трудно переубедить...

- Я бы назвал это не «упертостью», а упорством. Свой характер я могу объяснить жизненной школой – 25-летним стажем на комбинате. Ежедневной, ежечасной ответственностью за каждый шаг, за каждое принятое решение. Это школа комбината, которая дисциплинирует и формирует образ жизни.

- Пусть упорство. Но когда говорят про магнитогорцев, то имеют в виду, что они, если попадут во власть, двигаются вперед. Кстати, людская молва уже «сватала» вас то в министры промышленности области, а то и куда выше.

- Я слухи не комментирую.

- Но в мартовских выборах будете участвовать?

- Ничто не может мне помешать выдвинуть свою кандидатуру.

Беседовала Альбина Золотухина,
фото Вадима Ахметова