Татьяна Кадочникова, директор конноспортивного клуба «Гармония»: Хорошо, что Челябинская область не боится делать долгосрочные инвестиции

Интервью
17 июня 2009 года, 18:17

На этой неделе, 20 июня, в Сосновском районе Челябинской области открывается современный конноспортивный комплекс с крытым манежем. Там же состоится первый Открытый чемпионат региона по конному спорту. Директор челябинского конноспортивного клуба «Гармония», местная правозащитница Татьяна Кадочникова рассказала Агентству новостей «Доступ» о масштабах данного объекта, своем отношении к спортсменам-гастарбайтерам и уникальной методике иппотерапии, которая может поставить на ноги любого.

- Татьяна Георгиевна, до открытия конноспортивного комплекса осталось меньше недели. Многие называют его одним из самых амбициозных социальных объектов Челябинской области. Как считаете Вы – достоин он этих авансов?

- Данный комплекс уникален, прежде всего, с идеологической точки зрения. Областное правительство приняло очень тяжелое волевое решение – создать финансовое обеспечение такого огромного объекта. Дело в том, что последние десятилетия наше государство снимало с себя обязанности по развитию конного спорта, перекладывая эти «заботы» на плечи общественных организаций, коммерческих структур. В таких странах, как Голландия, Германия и Англия, частное владение лошадьми тоже очень развито, но там давно существует государственная программа развития этого вида спорта. Поэтому сегодня эти страны являются лидерами в этом направлении.

По статусу южноуральский конноспортивный комплекс – областное госучреждение, которое будет работать под эгидой областного спорткомитета. Это большой плюс.

- А в плане функциональности конноспортивный комплекс оправдал Ваши ожидания?

- Здесь мы имеем дело скорее с архитектурной уникальностью в сочетании с функциональностью. Соединение под одной крышей нескольких конноспортивных манежей, крытого поля для турниров по конкуру (в 95% случаев их делают на открытых площадках. – Прим. АН «Доступ»), конюшен, административной и учебной частей. В этом смысле это очень мощное проектное сооружение, готовое к капризам южноуральской погоды. У наших ближайших соседей в Тюмени, Екатеринбурге, Уфе, Перми, Кургане ничего подобного нет. Если брать по России в целом, то лучше только в Москве, Санкт-Петербурге и Ханты-Мансийске.

Поэтому у этого комплекса есть все основания для того, чтобы стать базовым центром для развития регионального конного спорта.

- Ну, а недостатки у комплекса есть?

- Его единственный недостаток – это размер. Объект большой и новый. У наших строителей не было опыта возведения подобных сооружений. Мы умеем строить для людей, а надо еще уметь строить для лошадей. В первом случае мы рассчитываем, где сделать раздевалку или душевую. Так же и с лошадьми.

К счастью, в данном случае организаторы и строители пошли по правильному пути – много консультировались. Я как раз и была одним из экспертов, которые помогали принимать им правильные архитектурные решения. Однако лошадь, как вы сами понимаете, не человек. Ей необходимо создавать условия, максимально приближенные к природным. Между тем комплекс – это шикарное архитектурное сооружение, где природная сущность животных будет учитываться только в плане их спортивной составляющей.

Однако не стоит забывать, что для лошади очень важен табун – коллективное сообщество, в котором ей необходимо находиться ежедневно. Он также важен для нее, как для человека друзья, семья. Эту задачу я бы хотела видеть грамотно решенной. Сейчас в комплексе есть только суперновый манеж и хорошие конюшни. Но это только часть жизни лошади.

- На Ваш взгляд, каким образом руководству комплекса следует выстраивать взаимоотношения с владельцами частных клубов?

- За последние годы на Южном Урале интерес к конному спорту значительно вырос: открылось несколько десятков частных клубов в Челябинске, Озерске, Миассе, Магнитогорске, Варне и других городах области. Но с момента открытия комплекса начнется новый этап в развитии конного спорта в Челябинской области, который окажет свое положительное влияние и на частные клубы. Однако, на мой взгляд, комплекс будет работать автономно. Перед ним не стоит задачи объединить под собой все частные клубы в области. Это нереально.

Конный спорт – это лишь основное ядро комплекса. Помимо него, на базе планируется открыть огромное количество различных видов деятельности, не связанных с ним. Например, теннисные корты. Словом территория, на которой располагается этот комплекс, огромна. При этом пока я вижу, что руководство комплекса и частные школы намерены взаимодействовать и помогать друг другу, и меня это радует.

- Достаточно ли у нас в области квалифицированных специалистов, способных вдохнуть жизнь в это масштабное сооружение?

- Это ближайшая задача руководства комплекса. Кадровая проблема сейчас стоит остро. В области квалифицированных специалистов единицы. Это, как правило, частники, имеющие свое собственное дело, не готовые все бросить ради этого комплекса, в котором пока нет ни одной лошади, ни одного всадника и ни одного спортсмена. Насколько мне известно, переговоры идут с самыми разными людьми в том числе их других регионов. При этом стоит опасаться тренеров-гастролеров и спортсменов-гастарбайтеров, для которых важнее всего деньги. Такие только все испортят. В результате комплекс может начать пробуксовывать и постепенно «сдуется».

- В случае успешного решения кадрового вопроса когда будут первые результаты?

- Результаты придут не сразу. Для этого нужны хорошо подготовленные лошади и спортсмены, которых нужно вырастить самим. На это уходят годы – порядка восьми лет. Меня-то как раз и радует, что область не побоялась этих долгосрочных инвестиций, сделав ставку не на коммерческую прибыль, а на спортивный результат.

- Существует ли перспектива развития на базе данного комплекса такого направления, как иппотерапия?

- На сегодняшний день существует общепризнанная иппотерапевтическая методика: от латинского «ипос» – лошадь и «терапия» – лечение, то есть лечение с помощью лошади. С ее помощью лечат детей, больных церебральными параличами и другими недугами, начиная с середины прошлого века. Результаты вызывают у ученых только восхищение и желание развивать это направление.

Если в конноспортивном комплексе будет налажена такая работа, это, во-первых, поможет больным ребятам вылечиться, а во-вторых, подготовить своих параолимпийцев.

На первоначальном этапе лечения от лошадей требуется не столько опыт, сколько спокойствие, что существенно облегчает задачу. Если все пойдет нормально – эффект будет потрясающий!

Иван Яцков