Игорь Конышев, Росатом: Градообразующее предприятие должно принимать активное участие в жизни ЗАТО – в этом залог социальной стабильности

Интервью
29 мая 2009 года, 12:11

Правительство Челябинской области настоятельно рекомендовало муниципальным образованиям отказаться от схемы с использованием сити-менеджера и вернуться к прямым выборам глав. Единственное исключение сделано для тех территорий, где двухуровневая система власти не только не порицается, но и вводится по закону. Это Трехгорный,  Озерск, Снежинск – закрытые административно-территориальные образования. О том, оправдана ли такая схема, какую роль предприятия атомной отрасли должны играть в жизни ЗАТО, мы беседуем с директором Департамента по работе с общественными организациями и регионами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Игорем Конышевым.

- Игорь Валерьевич, Вы довольны тем, как была использована схема с назначением сити-менеджера в Трехгорном? Такая схема, я имею в виду участие Росатома, в Челябинской области реализована впервые. И с первого же раза главой администрации стал ваш представитель.

- Начнем с того, что был принят 230 федеральный закон, который диктует нам необходимость создания двухуровневой власти в закрытых административных образованиях. Резон в этом определенный есть. Глава города в этой конструкции возглавляет представительный орган власти, а хозяйством непосредственно занимается сити-менеджер, назначаемый по конкурсу. На конкурсе в Трехгорном было тринадцать претендентов. Комиссия, в которую входили представители областного правительства, представительного органа Трехгорного и Госкорпорации «Росатом», выбрала двоих – Вячеслава Васенева и Геннадия Патрушева. То, что городское Собрание проголосовало за Патрушева, – это хорошо. Завод является градообразующим, завод меняется, и нам очень важно, чтобы все изменения, которые происходят на приборостроительном заводе, были гармонизированы с переменами в городе. Надеюсь, что в Трехгорном все так и произойдет. Избранная всенародно глава Светлана Ольховская сработаются с сити-менеджером Геннадием Патрушевым.

- С Трехгорным разобрались. Впереди Озерск и Снежинск. В Снежинске вот-вот будут внесены поправки в Устав. В Озерске пока никак не могут определиться – «веселая» ситуация. Но рано или поздно поправку внесут, депутатов заставят это сделать...

- Внесут —это требование федерального закона. И выборы глав администраций в 2010 году как в Озерске, так и в Снежинске пройдут по новой схеме.

- Тенденция, когда в управлении ЗАТО участвует представитель градообразующего предприятия, то есть предприятия Росатома, продолжится? Я имею в виду ПО «Маяк» и Федеральный ядерный центр.

- Не вижу проблем, если избранным главой муниципального образования как в Озерске, так и в Снежинске станет представитель предприятия, а сити-менеджером – кто-то от города, пусть даже «со стороны.» Или наоборот. Но градообразующее предприятие должно принимать активное участие в руководстве муниципальным образованием. Это залог социальной стабильности.

- То есть и ПО «Маяк», и Федеральный ядерный центр должны активно проявлять заинтересованность – выдвигать своих представителей? Вы им это рекомендуете?

- Закрытые города продолжают находится на особом положении, с иным уровнем финансирования, с лучшим, чем в открытых городах, решением жилищных и социальных вопросов. Мы хотим, чтобы наши города становились лучше. Мы хотим, чтобы жителям ЗАТО было комфортно, чтобы молодежь с желанием оставалась в городе. Исполнительная и представительная власти должны быть единым целым, представители градообразующего предприятия обязаны принимать активное и деятельное участие в жизни города. 

- А поправки могут быть такие, что глава города избирается не всенародно, а из числа депутатов представительного органа? Или закон диктует прямые выборы главы муниципального образования, пусть и при наличии сити-менеджера?

- Глава может быть избран и из числа депутатов. Такая схема действует в Северске Томской области, Заречном Пензенской области, Железногорске Красноярского края – законом это не запрещено. Там приняли именно такую схему. Не возбраняется принять такую схему в Озерске или Снежинске.

- Лишь бы был сити-менеджер? Но в открытых муниципальных образованиях, там, где действуют сити-менеджеры, рано или поздно возникают скандалы. С главой администрации, когда он уже не устраивает, контракт разорвать практически невозможно.

- А как в открытых городах назначают сити-менеджеров? Вам эта схема знакома?

- Создается конкурсная комиссия, в которую входят представители областного правительства и местные депутаты. Все, как в ЗАТО, только без Росатома.

- Будем надеяться, что в нашей ситуации три стороны смогут принять взвешенное и ответственное решение. Не нужно списывать со счетов и городской депутатский корпус – окончательный выбор за ними, комиссия, проведя предварительную оценку кандидатов, выдает лишь рекомендации депутатам и предлагает несколько кандидатур. После утверждения депутатами, глава городского округа заключает с сити-менеджером контракт. Надеюсь, переход к новой структуре власти ЗАТО пройдет спокойно. 

- Кстати, о спокойствии. В закрытых городах не очень спокойно – все ждут акционирования отрасли, слухов много. Процедура проходит по графику. Когда дойдет дело до Федерального ядерного центра в Снежинске и до ПО «Маяк» в Озерске? И какая форма акционирования будет выбрана?

- Во-первых, речь идет не об акционировании, а об изменении формы организации. Согласно Закона о Госкорпорации, все предприятия отрасли в течение трех лет после принятия этого документа, должны  принять решение о том, какую форму они выберут. Либо это будет ОАО с полным пакетом акций у государства в лице Росатома, либо унитарное предприятие, либо филиал Госкорпорации.

- Рекомендации будет давать Росатом?

- Еще раз повторю – предприятия выбирают форму собственности сами. Могу лишь сказать, что форма ОАО дает предприятию большее количество степеней свободы и в управлении, и в принятии решений.

- Но вопрос все равно будет вынесен на Совет наблюдателей при Росатоме?

- На утверждение Наблюдательным советом выносится вариант, который прошел согласование на предприятии. 

- Среди сотрудников «Маяка» ходят слухи, что Росатом продвигает такую инициативу – с введением новой формы собственности кого-то выведут из основного производства во вспомогательные цеха. Те, кто останется на основном, будут получать несоизмеримо больше, чем остальные.

- Решение о реорганизации предприятия, о выводе непрофильных активов, будет принимать само предприятие. И на самом предприятии станут решать вопросы заработной платы. Мы заинтересованы, чтобы все наши сотрудники получали достойную заработную плату.

Альбина Золотухина