Как это делает Магнитка – Евгений Карпов раскрыл транспортные секреты

Интервью
29 мая 2009 года, 10:49

Глава Магнитогорска (Челябинская область) Евгений Карпов намерен соединить два транспортных муниципальных предприятия в одно, надеясь тем самым сделать пассажирские перевозки в городе рентабельными. Об этом Евгений Карпов рассказал Агентству новостей «Доступ».

- Евгений Вениаминович, трамваи в Магнитогорске – это основной транспорт. Встанут трамваи, встанет город. Возникала ли когда-нибудь такая перспектива? Я имею в виду банкротство, кризис неплатежей и тому подобное.

- Сейчас такой перспективы нет. С каждым годом сумма, которую мы перечисляем МУП «Горэлектротранс», для покрытия убытков, сокращается. Пять лет назад это было 167 миллионов рублей, в 2007 году – 45,8 миллиона, в 2008 – 24,7 миллиона.

- Сами меньше денег даете или они больше не просят?

- Мы покрываем убытки по факту. По той сумме, которую фиксируем. В 2007 году ввели автоматизированную систему оплаты проезда – электронные карты горожанина. И сразу выяснилось, сколько льготников пользуется общественным транспортом, сколько поездок в месяц совершает и сколько мы должны за перевозку льготников заплатить. Такой электронный учет помог нам также оптимизировать работу транспорта. Все знают, что в Магнитогорске есть трехвагонные трамваи. Но такие трамваи ходят только в часы пик, когда население едет на работу или возвращается домой. По проспекту Карла Маркса – главной трамвайной линии города, по всем мостам на комбинат – с правого берега на левый и с левого на правый. В эти часы мы запускаем по три вагона. А в дневное время суток хватает одновагонных трамваев. Зато снижается изношенность машин, а значит и меньше убытков.

- И при этом магнитогорский электротранспорт не имеет льгот по тарифам?

- Ни льгот, ни долгов.

- Насколько себя оправдало введение электронных карт непосредственно для льготников?

- 54 тысячи магнитогорцев завели социальные карты. Причем им понадобилось только один раз заняться ее оформлением – дальше компенсации, по 200 рублей в месяц, поступают автоматически, и не надо карту постоянно обновлять. За 200 рублей льготник может бесплатно совершить по 30 поездок в месяц. То, что сверх лимита, оплачивается наполовину. Самое главное – лимит не пропадает, если льготник не успел выбрать все 30 поездок. К примеру, в январе пенсионер сидел дома, никуда не ездил. В феврале он может совершить уже 60 поездок. Я постоянно говорю пенсионерам – копите поездки на садовые сезоны, когда вам придется пользоваться транспортом чаще.

- Эта социальная карта и для садовых маршрутов?

- На садовых маршрутах мы сделали бесплатный проезд без ограничений для всех льготников. 200 рублей на поездку в сад не расходуются. Кстати, если льготник вообще не пользуется общественным транспортом, он может карту обналичить и истратить деньги по своему разумению.

- Вы больше говорите о трамваях. А автобусные перевозчики разве работают без убытков?

- У нас два муниципальных предприятия, которые занимаются перевозкой пассажиров МУП «Электротранспорт» (трамваи) и МПАТП-1 (автобусы). Оба предприятия мы намерены объединить в одно. Осенью этот вопрос будет вынесен на городское собрание.

- Объединение будет с формой МУПа?

- Только МУП. Я считаю, что общественный транспорт должен оставаться муниципальным, и поэтому против любой приватизации. Новый МУП поможет нам решить несколько проблем. Электротранспорт станет частично покрывать убытки МПАТП-1, пока так. В едином предприятии можно будет кардинально изменить схему транспортных потоков. Проспект Карла Маркса – неширокий, с трамвайными линиями – сильно перегружен, в том числе и автобусами. Автобусы лучше вообще убрать с Карла Маркса, увести их, к примеру, на проспект Ленина, который проходит параллельно.

- Зато маршруток везде много…

- Нам бы очень хотелось решить вопрос с частными перевозчиками. Я считаю, что маршруты надо распределять между частниками на условиях тендера. Есть выгодные рейсы, а есть те, что не принесут никакой прибыли, – эти рейсы частники не хотят обслуживать. Мы же не можем оставить жителей без общественного транспорта даже на невыгодных участках. Но пока не можем регулировать деятельность частных перевозчиков так, как бы нам этого хотелось, не позволяет федеральное законодательство.

- А новый, пятый, мост в городе будут строить – с улицы Коробова?

- Обязательно. С трамвайными путями. С этого моста начнется строительство кольцевой дороги вокруг Магнитки.

Дина Ильина