Дмитрий Еремин руководитель Челябинского регионального отделения АЮР: Преимущества медиации – это быстрота и конфиденциальность решения вопросов

Интервью
28 мая 2009 года, 18:17

В Екатеринбурге, в преддверии саммита ШОС, состоялась III сессия Европейско-Азиатского правового конгресса, в работе которой приняли участие представители Ассоциации юристов России. Челябинскую область представлял председатель Челябинского регионального отделения АЮР Дмитрий Еремин. О том, какие вопросы обсуждались на сессии, а также о задачах, поставленных перед Ассоциацией, Дмитрий Еремин рассказал Агентству новостей «Доступ».

- Дмитрий Владимирович, можно чуть поподробнее о том, что из себя представляет Европейско-Азиатский правовой конгресс?

- Главная задача, которую ставили перед конгрессом, – правовое сотрудничество со странами Евро-Азиатского региона. На мероприятие прибыли советник президента РФ, член-корреспондент РАН Вениамин Яковлев, сопредседатель АЮР, депутат Госдумы РФ Павел Крашенинников, также сопредседатель Ассоциации, полпред главы государства в УрФО Николай Винниченко, замглавы Минюста России Владимир Демидов, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Исаков, представители Франции, Финляндии, Китая. Совещание получилось очень интересным, обо всем в рамках одной беседы не расскажешь. Поэтому я остановлюсь только на отдельных моментах – на новых задачах, которые государство поставило перед нашей Ассоциацией. Все они были озвучены на совещании.

- Одна задача ставится перед вами всегда, с самого момента создания Ассоциации, – это борьба с правовым нигилизмом.

- Борьба с несоблюдением законов, которые действуют в стране, – одна из самых сложных задач, которую нужно решать постоянно. При этом зачастую законы нарушают сами чиновники, и граждане, видя это, также перестают следовать правовым нормам и разуверяются в них. Неслучайно наши территориальные пункты Челябинского регионального отделения АЮР сейчас будут заниматься не только бесплатной юридической консультацией, но станут помогать в решении рядовых насущных проблем.

Заставить представителей власти решать вопросы, которые волнуют граждан, тоже своего рода борьба с правым нигилизмом, и мы будем активно сотрудничать с чиновниками различных уровней, делая и их, и нашу работу более эффективной и полезной для граждан.

Сейчас приемных пунктов в области семь, а скоро откроются новые. Одна из задач, которые были поставлены перед нами полпредством УрФО, – расширение консультативной помощи гражданам. Потому мы сейчас решаем вопрос об открытии дополнительной приемной Ассоциации юристов при главном федеральном инспекторе Челябинской области. В конечном счете, мы хотим, чтобы такие приемные появились и при администрациях городов и районов.

- А насколько такие пункты действенны?

- Появившаяся возможность для всех челябинцев и жителей области бесплатно получить грамотную юридическую консультацию говорит сама за себя. Причем мы консультируем и непосредственно в территориях, и через свой сайт – www.zakon74.ru. Этот сайт очень востребован, мы проводим консультации в режиме он-лайн. Кроме того, мы также занимаемся научной работой: наше отделение АЮР тесно сотрудничает с научно-практическим журналом «Южноуральский вестник» и международным правовым журналом «Проблемы права». В перспективе – сотрудничество с местными телевизионными каналами.

- Какие еще проблемы обсуждались на совещании?

- В Госдуму внесен законопроект о медиации. Медиация – это примирение конфликтующих сторон при помощи переговоров в присутствии нейтрального лица-медиатора (посредника). То есть возможность решить дело, не доводя до мирового суда. Судьи всех уровней законопроект только приветствуют: медиаторы разгрузят их, и в судах не будет такой очереди. Преимущества медиации – это быстрота и конфиденциальность решения вопросов. Кроме того, если в суде люди встречаются уже противниками, то при медиации речь идет об их сотрудничестве друг с другом.

Подобная практика успешно применяется в США и Европе. Наша Ассоциация сейчас на местах займется сбором данных – сколько мировых судов существует, сколько дел находится на рассмотрении.

Еще одна наша задача – повышение качества юридического образования. Представители АЮР будут входить в федеральные комиссии, занимающиеся лицензированием вузов, где ведется обучение по юридическим специальностям. Не секрет, что таких вузов сейчас большое количество. Настоящих профессионалов готовят единичные учебные заведения. В итоге год от года пополняется армия безработных малограмотных юристов.

Президент России Дмитрий Медведев, который является главой Попечительского Совета АЮР, уже подписал указ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации». Глава государства поручил правительству РФ оказать содействие Ассоциации юристов России «в разработке и внедрении в практику механизма общественной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров». До конца этого года АЮР вместе с представителями федеральных органов исполнительной власти и судебной системы должна разработать и вынести на общественное обсуждение федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция».

И еще один очень важный момент, который обсуждался на совещании – экологическое законодательство.

- В эпоху кризиса о теме экологии чуть подзабыли…

- Я занимаюсь это темой вплотную, поскольку живу в Челябинске, здесь живут мои дети и мои родители. И тема экологии близка мне, как и всем южноуральцам: все мы дышим одним задымленным воздухом.

На мой взгляд, экологическое право, действующее сейчас в России, несовершенно. Я думаю, что необходимо ввести более жесткую ответственность юридических лиц за загрязнение окружающей среды. В настоящее время на директоров предприятий-нарушителей налагаются небольшие штрафы. А директор – это наемный менеджер, который, по сути, просто выполняет указания владельцев завода, сам он не принимает ответственных решений. Собственники же в погоне за сиюминутной выгодой не думают о том, какой ущерб наносится окружающей среде, местным жителям. Ситуация изменилась бы, если б вместо дивидендов они получали большие штрафы.

- То есть экологические штрафы должны стать такими, чтобы было выгоднее устанавливать очистные сооружения?

- В мировой правовой практике так и происходит. В Финляндии, например, огромные штрафы, от 850 до 850 тысяч евро плюс полное устранение ущерба, причиненного природе, прозрачный экологический мониторинг – то есть то, чего нет у нас как в России в целом, так и в Челябинской области в частности. В некоторых странах датчики чуть ли не на каждой промышленной трубе, а у нас системы мониторинга практически никакой, найти, какое именно предприятие нанесло вред здоровью людей, трудно. Предложения, которые готовит Челябинское региональное отделение АЮР, предусматривают многое: и систему мониторинга, и ответственность непосредственно собственников предприятий, юридических лиц, чтобы не было соблазна свалить вину на наемных менеджеров.

При этом следует учитывать такой важный аспект, как правоприменение. Нередко структуры, которые должны следить за соблюдением законодательства, недобросовестно выполняют свою работу. Важно, чтобы такие организации не боялись применять существующие санкции, а для этого необходима политическая воля руководства страны.

К продвижению наших предложений мы привлечем и депутатов Госдумы, представляющих Челябинскую область. В конце концов, это выгодно и самому государству. Здоровое, не страдающее хроническими заболеваниями от плохой экологии, а значит, работоспособное население – это налоги, финансирование пенсий, экономическое процветание страны.

Дина Ильина