Игорь Юдович, заместитель председателя правления ОАО «Челябинвестбанк»: Дистанционное управление счетом: пользуйтесь правильно

Интервью
20 мая 2009 года, 14:19

Системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) существуют почти два десятилетия, они простые, удобные и используются повсеместно. Предприятия – клиенты Челябинвестбанка через системы ДБО проводят 95% всех своих платежных документов. Об особенностях современных систем ДБО и правилах работы с ними рассказывает заместитель председателя правления ОАО «Челябинвестбанк», начальник управления автоматизации Игорь Юдович.

- Игорь Сергеевич, дистанционное банковское обслуживание в пакете услуг предлагают все крупные банки. В чем, на Ваш взгляд, преимущество систем ДБО Челябинвестбанка?

- Мы предлагаем все варианты дистанционного обслуживания: Клиент-Банк, Интернет-Банк, SMS-информатор. Преимущества – в максимальном удобстве и простоте для клиентов. Клиент-Банк и Интернет-Банк легко интегрируются с программами бухучета клиентов. Наши системы могут работать совместно, дополняя друг друга, могут быть установлены у клиента в разных подразделениях, мы можем настроить маршруты движения документов – когда одно подразделение документ создает, а другое его подтверждает. Многие возможности системы Клиент-Банк появились благодаря требованиям клиентов, которые мы реализовали в программе.

Мы стараемся обеспечить надежную и бесперебойную работу наших сервисов. Для этого мы имеем четыре независимых подключения к Интернету через разных провайдеров и собственный модемный пул на 30 линий, SMS-информатор работает через двух провайдеров. Консультации клиентам оказывают инженеры, которым можно звонить по мобильным телефонам. Если мы не можем решить проблему по телефону – наши специалисты выезжают к клиентам и делают все возможное, чтобы система заработала.

- Главный вопрос, который возникает у клиентов при мысли об Интернет-Банке: насколько это безопасно?

- Безопасность клиентов при использовании систем ДБО в значительной мере определяется конфиденциальностью ключевой информации клиентов. Если ключ электронной подписи надежно защищен от хищений, можно говорить о том, что несанкционированный доступ к счету невозможен. Однако эта задача представляет большую сложность. Понимание того, что печать организации нельзя забывать на столе, а следует хранить в сейфе, есть у всех, но многие клиенты легкомысленно могут оставить дискету в дисководе или – для удобства – хранить ключи и пароли прямо на жестком диске. Это общая проблема.

Очень мало возможностей у пользователей узнать о тех опасностях, которые несут компьютерные технологии вместе с несомненной пользой. Ни на уроках информатики, ни на курсах повышения квалификации, ни в каких-то популярных передачах, статьях – нигде нет ни слова об информационной безопасности! Это и есть, на мой взгляд, основная «дыра в безопасности». Мы стараемся максимально полно информировать наших клиентов об этих опасностях и даем рекомендации, как защититься от них.

- Какие меры по информационной защите должны принимать ваши клиенты?

- Во-первых, надо использовать и своевременно обновлять антивирусное программное обеспечение. Во-вторых, в организации необходимо установить порядок, исключающий доступ случайных лиц к компьютеру, который работает с системами ДБО. Кроме того, полезно ограничить IP-адреса, с которых осуществляется доступ в Интернет-Банк. Также мы рекомендуем подключать SMS-информатор, который сообщает о проведенных операциях. И наконец, для подписания электронных документов предлагаем использовать только USB-токены.

- Какие новые интересные возможности систем ДБО появились в последнее время?

- Основная интересная возможность – это снижение издержек за счет использования базовой функциональности ДБО – проведения операций без посещения банка. В Челябинвестбанке юридические лица 95% платежных документов проводят через системы ДБО.

Также можно отметить не новую, но вызывающую интерес холдинговых структур возможность установления нескольких систем ДБО в разных подразделениях. Таким образом, головная организация получает контроль над финансовыми потоками, а подразделения выполняют бухгалтерскую работу в рамках своих полномочий.

- Как подключиться к системам ДБО? Сколько будет стоить обслуживание?

- Надо подписать необходимые документы и согласовать время установки для системы Клиент-Банк или время подключения к системе Интернет-Банк. Процедура подключения детально описана на нашем сайте, если какие-то вопросы появляются – их можно решить по телефону со специалистами группы поддержки.

Обслуживание по системам ДБО бесплатное, подключение стоит 1 500 рублей.

- Каковы Ваши прогнозы по развитию дистанционного банковского обслуживания?

- Предприятия сейчас 95% платежных документов отправляют в банк дистанционно. Развитие дистанционных сервисов для них пойдет в направлениях, которые сейчас требуют присутствия клиента в банке – это консультации, обсуждение условий, рассмотрение документов. Сейчас для этого клиент либо приезжает в банк, либо пользуется электронной почтой, что крайне нежелательно из-за ее открытости. Интересные возможности банк может предложить холдингам: от контроля за остатками на счетах дочерних организаций до контроля их бюджета с получением отчетов.

Поскольку через банк идут финансовые потоки, есть прекрасная возможность ими управлять, и те клиенты, которые это понимают, сами придумывают схемы использования ДБО и обращаются к нам за реализацией.

С другой стороны, отнюдь не все, даже напрашивающиеся операции возможно совершить дистанционно. Многое запрещено законодательно, и как бы нам и нашим клиентам ни хотелось, например, дистанционно открыть новый депозит – открытие счета без присутствия клиента в банке невозможно.


Чтобы получить ответы все вопросы, касающиеся работы с системами ДБО,
звоните по телефону в Челябинвестбанке 8 (351) 268-00-88.