Константин Асташов, клоун Росгосцирка: Для клоуна нет безвыходных положений

Интервью
2 апреля 2013 года, 13:49

Клоунское искусство, наверное, самое тяжелое из всех цирковых. И если разобраться, то клоун – это человек, который должен постоянно удерживать хорошее настроение у зрителя, чувствовать его колебания, общаться с публикой, приводя ее в восторг и эйфорию, зачастую просто импровизируя. Для этого нужен недюжинный талант. Как сказал Юрий Никулин, клоунами не становятся, клоунами рождаются. В незыблемости этой прописной для любого клоуна истины убежден и 22-летний Константин Асташов – клоун Куки.

В семь лет, в 1997 году, Костя пришел в цирковую студию «Аллегро» в родном Чебаркуле, в 10 лет вместе с другом и партнером Евгением Мотовиловым стал работать номер акробатов-эксцентриков. Годы тренировок, репетиций, постоянные поездки на фестивали циркового искусства, и как закономерный итог – в 2006 году ребята поступают в училище культуры Екатеринбурга. Но спустя два месяца после начала занятий в училище приезжает прославленный мэтр клоунады Семен Маркович Уральский. Педагог и режиссер замечает талантливых пареньков и приглашает их в Москву. Там сделали программу для Росгосцирка – и пошло-поехало.


Уральский Семен Маркович (02.05.1930 г.р.), режиссер, Заслуженный деятель искусств РФ (1993). До 1962 работал в драматических театрах. В 1962-66 учился на режиссерском отделении театрального училища им. Щукина. С 1966 – режиссер Всесоюзной дирекции цирка. Возглавлял творческие мастерские: с 1981 – клоунады и иллюзии, с 1988 – спортивно-акробатических жанров. В настоящее время – художественный руководитель «Школы клоунов» в Москве. Источник: Энциклопедия циркового и эстрадного искусства


Спустя год Евгений по семейным обстоятельствам ушел из номера, Костя взял нового партнера – не повезло, вскоре расстался с ним. И тогда Уральский принимает решение делать для него соло-репертуар. И просит поработать с начинающим клоуном своего ученика – Заслуженного артиста России Александра Сарнацкого (жена – Лада, сценические имена – Долли и Домино). Известный клоун взял начинающего коллегу под свое крыло, поставил репертуар, купил костюмы и реквизит, и вот уже год Константин, как говорят у цирковых, «принят в эксплуатацию». Позади представления в Кисловодске, Ростове, Ульяновске, Тюмени, Нижнем Тагиле, сейчас – в Челябинске.

- Здесь для меня просто рай, а не работа, я каждый день езжу домой в Чебаркуль, можно сказать, получил внеочередной отпуск.

- Что для тебя значит понятие «клоун» – это профессия или все же образ жизни, состояние души?

- Где-то на 80 процентов – это профессия, но когда я выхожу на сцену – это уже состояние души. Мне нравится видеть радостные, смеющиеся лица людей.

- Что самое сложное и самое важное в профессии клоуна?

- Сложно выступать, когда у тебя на душе плохо. Однако профессионализм заключается в умении скрывать свою слабость и не показывать зрителю свое душевное состояние. А важным для меня является то, что я показываю детям хороший, добрый мир. Очень трудно описать те ощущения, которые бывают, когда несешь людям добро, смешишь их, и они посылают тебе в ответ добро... Оно становится вашим общим, большим... Один раз испытав подобные чувства, невозможно от них отказаться.

- Правда ли, чем смешнее клоун на сцене, тем мрачнее и серьезнее он в жизни?

- У меня несколько иначе, может быть, с возрастом это изменится, но пока так: чем веселее в жизни – тем смешнее на сцене.

- Может ли клоун чему-то научить ребенка, или его призвание только веселить?

- Конечно. Клоун – добрый, сильный человек, преодолевает на сцене препятствия и побеждает не злобой и кулаком, а умом и настойчивостью. Для клоуна нет безвыходных положений – он всегда находит способ добиться желаемого и не боится при этом оказаться смешным, он охотно идет на помощь. Дети смотрят, смеются и одновременно учатся.

- Как рождаются репризы? Заранее знаете, какая пойдет на ура?

- Изначально ставит режиссер, а дальше все решает зритель. Бывает, делаешь ставку на одно антре, кажется, что уж это стопроцентный успех, а зритель не смеется, и наоборот, случайно сказанное слово, импровизация вызывают хохот. Так что все зависит от его величества Зрителя. Хочу пригласить девчонок и мальчишек на потрясающий цирковой спектакль «Колесо риска», в Челябинске мы будем до 7 апреля, представления начинаются в пятницу – в 18.00, субботу и воскресенье – в 12.00 и 16.00.

- Костя, несколько нескромный вопрос… Сколько клоуны зарабатывают?

- По-разному, сейчас я получаю за одно представление – 1 550 рублей, в Челябинске их двадцать, получится 31 тысяча.

- Костя, когда закончатся представления в челябинском цирке, уже знаешь, где будешь дальше работать?

- Пока нет, обычно о следующих гастролях становится известно за неделю, а то и за пару дней.

- Клоун – это на всю жизнь?

- Да, и уверен, что никогда об этом не пожалею! Но нужно еще многому учиться – буду поступать в ГИТИС на «режиссуру цирка».


«Клоун» в переводе с латыни «деревенщина», «грубиян». Отдаленными предшественниками клоунов были античные мимы, жившие еще до нашей эры в V-VII веках. Более поздние персонажи, уже в XVII-XVIII веках, Арлекин, Пьеро, шуты, паяцы, а в России – скоморохи, бродячие актеры. С XVI века они ходили группами, которые назывались ватагами. Среди них были певцы, акробаты, жонглеры. Но больше всего они прославились своими сатирическими сценками. От клоуна родился целый жанр, названный клоунадой. Все артисты в цирке выступают на ковре, которым застелен манеж. От него и произошло еще одно название клоуна – коверный.

Марина Садчикова