Александр Луцет, начальник Упрдор «Южный Урал»: План на ближайшие 10 лет — добиться реконструкции трассы М-5 «Урал»

Интервью
9 января 2013 года, 11:25

В 2013 году на федеральные трассы в Челябинской области будет потрачено около 4,4 млрд. рублей. Куда пойдут средства, после того как южноуральскую «дорогу смерти» отремонтируют по всей длине и почему челябинцам пока не грозят платные магистрали, корреспонденту Агентства новостей «Доступ» рассказал начальник Управления федеральных автодорог «Южный Урал» Александр Луцет.

- Александр Зиновьевич, в 2012 году ведомству исполнилось 10 лет. Подводя итоги, чего уже удалось достичь за это время?

- Главным достижением за эти годы стало формирование коллектива профессионалов, способных решать большую государственную задачу – системный контроль за распределением и расходованием средств федерального бюджета, выделяемого на строительство, реконструкцию, ремонт и текущее содержание федеральных автодорог Челябинской и Курганской областей, общая протяженность которых 1 341,607 км. Если говорить о финансовых показателях, то общий объем финансирования только с 2006 года вырос с 908 млн. рублей до 4,4 млрд. рублей в 2013 году. Увеличение почти в пять раз за семь лет – показатель доверия.

- Какие цели ставятся перед Управлением на ближайшее будущее?

- На ближайшие 10 лет – добиться реконструкции трассы М-5 «Урал» с переводом в I техническую категорию в максимально возможные сроки. Специалисты управления разделяют нарастающее стремление жителей Челябинской и Курганской областей, как и всех жителей России, к существенному повышению качества сети федеральных дорог. Мы все живем в Челябинской области, также являемся активными пользователями дорог и понимаем их значение для жизни и экономики региона.

- Сколько составил бюджет ведомства в 2012 году? На что пошли эти средства? Какие объемы ожидаются в 2013?

- В 2012 году подрядные организации по государственным контрактам получили от Упрдор «Южный Урал» около 3 млрд. рублей. От этой суммы 27% ушло на содержание искусственных сооружений, 35% – на ремонты и капитальные ремонты автодорог, 33% – на реконструкцию и строительство и около 5% – на проектные работы.

В 2013 запланировано потратить из общего бюджета 20% на содержание, 37% – на ремонты и капремонты дорог и искусственных сооружений, 42% – на реконструкцию и строительство дорог, и около 1% – на разработку инженерных проектов. Из данной пропорции очевидны наши приоритеты на предстоящий год.

- Трасса М-5 «Урал» из-за своей аварийности получила среди автомобилистов название «дорога смерти». Как обстоят дела сейчас?

- Надо сказать сразу, что количество ДТП, совершаемых на М-5 «Урал» в расчете на 100 км дороги, не больше, чем на остальных федеральных дорогах. Но дорога действительно сложная, поскольку перегружена движением и преимущественно проходит по горной части области. Она характеризуется наличием сложного рельефа местности, ненормативных уклонов, кривых малого радиуса, большого количества зон с ограниченной видимостью, затяжных подъемов и спусков. Анализ аварийности за период 2007-2011 показал, что при росте интенсивности движения уровень аварийности за пять лет не повысился, остался на уровне 2007 года. Но при этом следует отметить снижение на 40% количества ДТП, в которых усматриваются так называемые сопутствующие дорожные условия (плохая видимость разметки, отсутствие дорожных знаков, дефекты покрытия).

- В СМИ не раз звучали сообщения, что навести порядок на М-5 и довести ее до нормативного состояния планируется к 2015 году. Означает ли это, что вся трасса будет реконструирована по всей протяженности?

- ФКУ Упрдор «Южный Урал» внес предложения по внесению в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2016-2020 годы)» реконструкцию автомобильной дороги М-5 «Урал»: Москва – Рязань – Пенза – Самара – Уфа – Челябинск, подъезд к Екатеринбургу на участке км 79+899 - км 103+599 и км 103+599 - км 121+370 с переводом в I категорию дороги протяженностью 23,7 км и 17,771 км соответственно. Общая протяженность участков, введенных в эксплуатацию после реконструкции составит 78,583 км общей стоимостью (в ценах соответствующих лет) – 45 млрд. 224 млн. 509,47 тыс. рублей.

В 2012 году Упрдор «Южный Урал» провел конкурс на выполнение строительно-монтажных работ на часть данного участка (протяженностью 14,3 км), подрядная организация уже приступила к реконструкции, которая, согласно контракту, должна завершиться в 2014 году.

- А как обстоят дела на других магистралях, за которые отвечает Упрдор?

- По трассам М-36 и М-51 существует долгосрочное планирование. М-36 – это Троицкое направление – будет реконструирована на протяжении 36,620 км. М-51 – Курганское направление – будет реконструирована на участке 12+950- 36+000 протяженностью 23,050 км.

- Как отслеживается качество проведенных ремонтов и строительства дорог?

- Строительный контроль качества проводится в процессе строительства, реконструкции и ремонта объектов дорожного строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. Основной целью строительного контроля является недопущение приемки дорожно-строительных работ, выполненных с нарушением нормативных требований.

- В последнее время в регионе все чаще тенденция к внедрению инновационных решений и материалов. Есть ли такие новые технологии в сфере дорожного хозяйства?

- Одним из направлений внедрения инноваций является создание автоматизированной системы метеорологического обеспечения – АСМО. Создание системы будет осуществлено в три этапа с 2012 по 2014 годы. АСМО предназначена для сбора метеорологической информации, анализа и прогнозирования метеорологической обстановки на дорогах, для планирования проведения противогололедных мероприятий и иных действий по снижению последствий неблагоприятных погодных условий. На сегодняшний день реализован первый этап: установлено 11 метеостанций из планируемых 44. Выполнены работы по модернизации центра оперативного управления производством, установлено специализированное программное обеспечение.

Также в 2012 году на объектах Упрдор «Южный Урал» в числе инновационных технологий внедрено использование модифицированной добавкой «УНИРЕМ» в асфальтобетонных покрытиях. Нововведениями стали автоматизированная система управления наружным освещением «Кулон», современная конструкция опорных частей с шаровым сегментом ОЧШС-Н-100 и ОЧШС-Л-50; использование полимерных сигнальных столбиков типа С 3, устройство линий горизонтальной разметки из холодного двухкомпонентного пластика.

- В Челябинской области не первый год говорится о возможном появлении платных объектов и дорог. Насколько реалистичен этот проект?

- Вопрос о появлении платных дорог прорабатывался, всесторонне изучался, внедрение такого опыта возможно в будущем, но в ближайшее время планов нет. Вообще в идеале платные дороги должны представлять из себя многополосные магистрали: как минимум с двумя полосами в каждом направлении, без пересечений с другими направлениями в одном уровне, без светофоров, и должны обеспечивать свободное движение транспорта без всяких заторов на уровне 100 км/час. Разметка, ограждение, освещение, дорожные указатели, интеллектуальные транспортные системы – само собой. Плюс инфраструктура: современные комплексы дорожного сервиса, АЗС, места отдыха и так далее.

- Что сделано за последние годы в рамках повышения безопасности дорожного движения?

За последние три года нам удалось на 80% заменить дорожные знаки, повысить качество разметки – теперь она выполняется дважды за сезон, а на дорогах I категории – с применением долговечного материала, холодного пластика. За счет обустройства на некоторых участках зоны пешеходных переходов удалось снизить аварийность с участием пешеходов.

- Что еще планируется  в этом направлении?

- Ведется проектирование осевого барьерного ограждения с устройством разворотных площадок на всем протяжении дорог I категории. Это разделит полосы движения механически, не позволит осуществлять левый поворот на федеральной дороге вне специальных мест, что снизит в разы аварийность. Начата комплексная работа по освещению дорог, а также по ремонту и восстановлению автобусных остановок с организацией безопасного передвижения пешеходов, которая будет продолжена не только на М-5, но и на других федеральных трассах Челябинской и Курганской областей. Для безопасности пешеходов строятся три надземных пешеходных перехода: в поселке Вахрушево, Южноуральске и на федеральной дороге к Екатеринбургу, в районе транспортной развязки на поселки Рощино и Новое Поле.

- Как Вы оцениваете готовность федеральных трасс к чрезвычайным ситуациям?

- Задачей, которая в первую очередь ставится Управлением федеральных автодорог перед подрядными дорожными организациями, является недопущение ЧС при сложных погодных условиях, а также ликвидация возникающих ЧС в самые короткие сроки и с наименьшими последствиями. Все дорожные организации укомплектованы достаточным количеством снегоуборочной техники. Кроме этого, заключены договора со сторонними организациями на привлечение тяжелой техники на случай возникновения ЧС. В подрядных организациях имеются запасы необходимого количества противогололедных материалов, нет проблем с ГСМ. Налажен контроль и оперативное управление снегоуборочной техникой с помощью системы ГЛОНАСС. В декабре месяце 2012 года на дороге М-5 введено 11 постов метеоконтроля, данные с которых позволяют осуществлять не только мониторинг погодных условий и состояние проезда, но осуществлять прогнозирование развитии ситуации. Организовано взаимодействие с органами МЧС и ГИБДД, которые сегодня являются надежными партнерами, коллегами в этой части нашей деятельности. Взаимодействие со СМИ также играет важную роль.

- Сегодня разные реагенты используются для противогололедной обработки в городах. На федеральных трассах к каким средствам прибегают?

- На закрепленной сети автомобильных дорог для противогололедной обработки подрядными организациями используются песко-соляные смеси с различным содержанием соли, фрикционные материалы в чистом виде и смоченные соли, как правило хлористый натрий, смоченный раствором из хлористых солей. Начиная с 2013 года на всей закрепленной сети автомобильных дорог планируется снижение использования песко-соляной смеси и замена ее на твердые химические реагенты – увлажненную соль, так как данная технология обработки более экономична, а также экологична и эффективна в технологическом плане.

- Александр Зиновьевич, оцените состояние автотрасс в Челябинской области.

- В настоящее время состояние большей части существующей сети автомобильных не удовлетворяет требованиям современного автомобильного движения. Это связано с тем, что финансирование работ по обеспечению требуемых технико-эксплуатационных качеств автомобильных дорог, необходимых для создания и поддержания их высоких потребительских свойств, уже многие годы отстает от фактических потребностей. Но не стоит говорить об «аварийном состоянии», дорог с таким состоянием на федеральной сети нет, тем более в Челябинской области. Все дороги соответствуют действующим требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.