Профессор Геннадий Зданович: Гордону нужно было скандальное шоу... Было чувство, что меня вываляли в грязи

Интервью
8 апреля 2009 года, 14:00

Немногие передачи на центральном телевидении получают такой резонанс. Но в минувшую пятницу, 3 апреля, на Первом канале в ток-шоу «ГордонКихот» ведущий программы Александр Гордон предъявил серьезные претензии генеральному создателю историко-культурного заповедника «Аркаим» – доктору исторических наук Геннадию Здановичу, заявив, что «псевдоисториком» придуман и запущен в обращение «миф о колыбели мировой цивилизации». Гордон процитировал Здановича, который в одном из интервью сказал, что Аркаим может стать «для России национальной идеей, поскольку производит всех нас, российские народы, и особенно славян, которые населяют Россию, от самых древних представителей цивилизации, в том числе европейской цивилизации, от древних ариев». Гордон заявил ученому, что любая спекуляция на эту тему сегодня в России невозможна и взрывоопасна.  Корреспондент Агентства новостей «Доступ» встретился с первооткрывателем Аркаима Геннадией Здановичем, чтобы лично поинтересоваться, почему у него не сложился разговор с мэтром столичной тележурналистики.

И через несколько дней после эфира передачи профессор ЧелГУ Геннадий Борисович Зданович бурно переживает случившееся.

- Аркаим был открыт 20 лет назад. И все эти годы не умолкает полемика вокруг этой культуры.

- То есть Вы были готовы к тому, что произошло на передаче? К тому, что Вам будут оппонировать, что Вам придется защищаться?

- К тому, что произошло в студии, я был абсолютно не готов. Дело в том, что я ждал совершенно другого. В прошлом году мне позвонил сам Гордон и предложил сделать передачу про Аркаим. Я тогда ответил отказом, заявив, что это слишком многогранная проблема, чтобы осветить ее в одной передаче. Через месяц снова позвонили из Москвы и уже начали уговаривать: «Геннадий Борисович, приезжайте. В качестве оппонентов будут два-три человека, которых Вы сами же сейчас нам назовете».

Я вспомнил старую передачу с участием Гордона: действительно, два-три человека в небольшой студии… Одним словом, меня убедили в том, что это будет серьезная научная передача, посвященная Аркаиму. И я поехал, захватив с собой, как просили организаторы, фото- и видеоматериалы об Аркаиме.

До последнего момента мне говорили, что это будет дискуссия в узком кругу: я и несколько специалистов. И вот я попадаю в павильон и вижу огромное количество людей. С одной стороны – группа специалистов, с другой – разные экстрасенсы, колдуны и прочие люди, к археологии не имеющие никакого отношения. Начинается передача. И эти люди оказываются чуть ли не моими союзниками. Но это абсурд. Да, они могут быть союзниками Аркаима как некоего нового общественного или духовного явления. Но я-то атеист.

Нужно понимать, что Аркаим – это не только археологический памятник, но еще и некое общественное явление нашей современной жизни. Важно то, как мы воспринимаем его, какое место он занимает сегодня в нашем мировосприятии.

Ведь кто-то смотрит на него исключительно через призму национального вопроса. Вот написали, что это древняя родина башкиров. Со мной некоторые люди вели разговоры: мол, давай, Геннадий Борисович, ты напишешь об Аркаиме, как о колыбели славянства, а мы тебе с финансированием поможем и так далее.

- То есть Вас заманили возможностью научной дискуссии, а Вы попали на шоу, никакого отношения к проблеме не имеющее?

- Мне кажется, что Гордон должен был попытаться взглянуть на Аркаим или как на археологическое, или же исключительно как на общественно-культурное явление. Но Гордон намеренно так построил передачу, чтобы связать меня в глазах зрителей с этими язычниками. Ему нужно было шоу, в котором не было идеи, но был бы скандал…

Когда я увидел это сборище, моим первым желанием было развернуться и уйти. Но я подумал: что же будут говорить об Аркаиме без меня, за моей спиной. Я решил, что, смалодушничав, я таким образом подставлю людей, которые пришли в студию, чтобы поддержать меня.

К концу передачи было чувство, что меня в грязи вываляли. Никакого подобия дискуссии даже и не было, только крик один. Знаете, я прямо сказал Гордлону: «Считаю, что это заказная передача».

- Вы действительно уверены, что кто-то настолько заинтересован в дискредитации Вашего открытия, что может заказать на одном из центральных каналов передачу?

- Я не утверждаю, что кто-то денег заплатил. Дело совсем в другом. К сожалению, появление такой передачи есть выражение потребы огромной категории современных людей. Это то, на чем стоит шоу-бизнес, массовая культура. То, что было сделано, недостойно журналиста, руководителя такой передачи.

Был у меня в гостях иностранный профессор-экономист. Интересовался историей Аркаима. Я организовал для него экскурсию. Потом сидим с ним, чай пьем. Он мне рассказывает, как он поражен Аркаимом, высоким уровнем цивилизации, глубиной истории, как он вообще хорошо относится к России. Но на прощание он мне сказал фразу, которую я запомнил: «Мы сделаем все, чтобы здесь, в России, Аркаима не было». Это было сказано с усмешкой, но это очень серьезно. То есть определенный заказ очевидно есть.

- Геннадий Борисович, объясните мне в таком случае, что так не устраивает ваших научных оппонентов?

- Понимаете, если по прошествии многих десятков лет наконец выяснится, что Аркаим действительно связан с историей ариев, саму историю Авесты и Ригведы перенесут на конец III – начало II тысячелетия до нашей эры. И это будет означать полный переворот в нашем представлении об индоевропейской и человеческой истории.

- Получается, для Вас самого связь Аркаима с ариями не очевидна?

- Я ученый, а ученый всегда сомневается. Это одна из множества гипотез, связанных с Аркаимом. Хотя для меня люди, соорудившие обнаруженные нами постройки и сооружения, безусловно, одна из арийских ветвей. Это, безусловно, индоевропейцы, точнее протоевропейцы или даже протоиранцы. И все же это пока только гипотеза, принять которую общество еще не достаточно готово.

Понимаете, современная наука отсчитывает античную историю с VII века до н.э. И вдруг окажется, за полтора тысячелетия до Древней Греции на просторах Евразии существовала другая удивительная культура.

Простому человеку проблему Аркаима в одночасье не расскажешь. Вот Медведев это хорошо понимает, поскольку он прекрасно знает историю. С Дмитрием Медведевым, когда он бывал на Аркаиме, мы провели в разговорах несколько часов.

Археология – наука, открытия в которой совершаются десятилетиями. Аркаим в этом смысле еще очень молод. К примеру, раскопки Трои начались в середине XIX века, и до сих пор по ее поводу не все ясно

- Но историю-то Трои в отличие от Аркаима никто не ставит под сомнение?

- А никто и не оспаривает историю Аркаима.

- Но один из Ваших оппонентов в студии доказывал, что Аркаим – это, мягко говоря, совсем не то, что о нем рассказываете Вы.

- Это исходило из уст профессора Евгения Черных, члена-корреспондента Российской академии наук. То, что позволил себе Черных во время передачи, это фальсификация. Это резко, но вполне справедливо по отношению к такому ученому, как Черных, который прекрасно знаком с историей открытия Аркаима и знает, о чем он говорит. Это крупный ученый с мировым именем. Но много лет назад он почему-то решил, что Аркаим ему не нравится. И эту нелюбовь, даже ненависть он пронес через все эти годы.

Почему? Когда отстаивали Аркаим от затопления, приезжали представители от Института археологии из Москвы. Ко мне подошли очень уважаемые люди и сказали: «Геннадий Борисович, у нас есть мнение. Если москвичи будут хозяевами этого памятника, мы будем его отстаивать. Если мы хозяевами не будем, то как хотите, так здесь и бултыхайтесь». Понимаете? Да, фамилия Черных не звучала, но я знаю, что это предложение могло исходить только от него. Потому что он был главным специалистом по бронзовому веку. Претендовать на Аркаим больше некому было.

Аркаим на 1200-1500 лет древнее гомеровской Трои, это культура, которая вводит нас в контекст мировой истории. Но многие не хотят видеть, что сегодня здесь работают исследователи со всего мира. Почему это происходит? Одна из причин – духовный кризис, который переживает все наше общество, все традиционные мировые религии. Но все заканчивается, пройдет и это. А пока мы, ученые, просто делаем свое дело, делаем историю.

Беседовал Сергей Блиновских