Вячеслав Скворцов, председатель Общественной палаты Челябинской области: Публичные слушания бюджета научили граждан анализировать цифры

Интервью
26 ноября 2012 года, 10:13

На Южном Урале прошли публичные слушания, посвященные формированию главного финансового документа региона на 2013 и плановые 2014-2015 годы. Представители Общественной палаты Челябинской области участвуют в этом процессе уже восьмой год. О задачах такого обсуждения, роли общественников, изменениях, которые претерпит региональная казна, и предложениях граждан Агентству новостей «Доступ» рассказал председатель ОПЧО Вячеслав Скворцов.

- Вячеслав Николаевич, практика публичных слушаний бюджета перед его принятием существует в Челябинской области не первый год. На Ваш взгляд, насколько этот процесс значим для жителей региона?

- Он позволяет нам повысить ответственность тех, кто разрабатывает проект бюджета. Раньше то, как распределяется казна, мало кто видел. Сейчас проект бюджета печатается в газетах и публикуется в интернете. У людей есть возможность посмотреть, сколько средств и на что планируется направить, и граждане уже научились сопоставлять цифры.

Сравнительный анализ бюджета делает и Общественная палата. При этом с каждым годом в обсуждение мы вовлекаем все больше людей, в частности, обращаемся к некоммерческим организациям и представителям экономических и финансовых кафедр вузов с просьбой подготовить заключение согласно их видению бюджета. Мы получаем отзывы, составляем пакет предложений и направляем его в министерство финансов и Законодательное Собрание области.

- Насколько продуктивной оказалась подготовка Общественной палаты к слушаниям в 2012 году?

- Мы попросили представителей общественных объединений дать свой отзыв о проекте закона областного бюджета. Из 79 опрошенных общественных организаций все оценили законопроект положительно, при этом высказав свои предложения и замечания.

Для сбора предложений в Общественной палате несколько недель работала «горячая линия». В итоге мы получили около 100 сообщений, вопросов и предложений, которые проранжировали по важности и отобрали наиболее приоритетные. Около половины из них касаются финансирования сфер образования и культуры – люди ставят их во главе угла, считая, что воспитывать человека надо с детства. Далее идут вопросы экологии, предпринимательства, и уже на пятом-шестом месте – здравоохранение.

- Исходя из поступивших обращений и предложений, что сегодня больше всего волнует южноуральцев?

- Конечно, зарплаты. В 2012 году мы подняли вопрос повышения оплаты труда педагогам профучилищ, ставка которых достигает всего 4,4 тыс. рублей, и дополнительного образования, средняя зарплата которых 7-8 тыс. рублей. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что работники начального и средне-специального профессионального образования, зарплата которых в отличие от школьных учителей не меняется, вынуждены переходить в общеобразовательные учреждения. Этим система подготовки квалифицированных рабочих фактически обречена на уничтожение.

Также граждане продолжают отмечать, что областной бюджет несет значительные потери из-за «серых» зарплат, преднамеренных банкротств предприятий, попыток вывести финансовые потоки из Челябинской области. Вместе с этим поднимаются и вопросы неэффективного использования средств в муниципальных образованиях.

В числе поступивших предложений есть и увеличение финансирования региональных СМИ до уровня лучших субъектов Российской Федерации для формирования нравственности людей и информационной борьбы с экстремизмом, коррупцией и другими разрушающими государство явлениями. В 2012 году на эти цели в бюджете Челябинской области было запланировано 173 млн. рублей, на 2013-2015 годы – 190 млн. рублей ежегодно, тогда как в соседней Свердловской области – более 500 млн. рублей. Средства массовой информации, образование и культура, по мнению автора обращения, должны быть основой государственности.

Более десятка вопросов и предложений поступило по сохранности лесов, экологическим проблемам, программе «Чистая вода», на которую бюджетом 2013 года запланировано 200 млн. рублей. Исчезновение источников питьевого водоснабжения и качество питьевых ресурсов сегодня не соответствует санитарным нормам ни в городах, где есть централизованное водоснабжение, ни в селах, где люди вынуждены брать воду из ближайших водоемов. Об этом говорят и пишут как челябинцы, так и жители Карталинского, Аргаяшского, Карабашского, Пластовского, Нязепетровского районов, Златоуста, Сатки и Магнитогорска.

- Какие изменения претерпит новый бюджет в сравнении с 2012 годом?

- В 2013 году увеличится финансирование практически по всем основным направлениям: образованию, здравоохранению, соцполитике, спорту, культуре, общегосударственным вопросам, нацбезопасности, национальной экономике и жилищно-коммунальному хозяйству. Также в числе основных появится графа расходов на национальную оборону – на эти цели планируется направить почти 40 млн. рублей.

Кроме того, важным вопросом будет реализация указа президента России № 597, который предусматривает необходимость повышения в 2012-2018 годах заработной платы практически всех категорий работников бюджетной сферы. В каких-то территориях страны он будет реализовываться только в 2015-2016 годах. У нас же повышение зарплат началось с 1 октября 2012 года. При этом коснется оно не только образования, но всех бюджетных сфер. На это региону необходимо 5 млрд. рублей – все расходы уже просчитаны Минфином.

Отмечу, что вслед за бюджетниками по инерции подтягиваться будут и зарплаты работников коммерческих структур.

- После принятия Заксобранием бюджета в конце 2012 года Общественная палата возьмет в данном направлении перерыв? Или есть моменты, контроль за которыми общественности необходимо установить на весь год?

- Это непрерывный процесс, и после утверждения проекта казны на 2013 год мы начнем работу над рекомендациями к проекту на 2014-2015 годы. Общественная палата периодически вносит предложения по корректировке главного финансового документа региона, не дожидаясь публичных слушаний по нему. Причем все вопросы мы отрабатываем в соответствующих министерствах, в частности, тесно сотрудничаем с Минфином, Минобрнауки, Минсоцом и Минэкономразвития, а также заместителями губернатора по профильным направлениям.

Ряд рекомендаций по итогам слушаний мы вынесли и для себя. Так, в соответствии с ФЗ-40 и посланиями президента России в 2009-2011 годах Общественная палата намерена продолжить работу над созданием проекта программы государственной поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, которые помогают детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Также мы планируем наладить систему взаимодействия объединений общественных организаций с профильными ведомствами правительства, комитетами Законодательного Собрания Челябинской области и органами местного самоуправления.

Кроме того, будем формировать своеобразный гражданский заказ, который люди дают власти: и законодательной, и исполнительной, и самому гражданскому обществу. Системно ставить задачу всем гражданам – принимать активное участие в выполнении этих заказов.

И наконец, мы рассчитываем продолжить работу с активом гражданского общества, направленную на развитие народной инициативы, заинтересованности людей в позитивных переменах, взаимопонимание между обществом и властью.

Беседовала Дарья Невзорова