Михаил Юревич, губернатор Челябинской области: Пережить новую волну кризиса будет легче благодаря модернизированной экономике

Интервью
17 июля 2012 года, 16:00

Почему региональный бюджет не слишком пострадает от падения цен на нефть, почему властям так важна модернизация не только черной, но цветной металлургии, и что поможет Челябинской области устоять во время новой волны кризиса – об этом, а также об эволюции «дорожной революции» и программы благоустройства муниципалитетов на время новой волны кризиса губернатор Челябинской области Михаил Юревич рассказал в своем интервью.

О НЕФТИ И КРИЗИСЕ

- Бюджет региона не должен слишком пострадать от падения мировой стоимости нефти, впрочем, в ближайшем будущем цена на нефть сильно и не упадет. Объясню в двух словах, почему.

Такие страны, как Америка, которые раньше производили мало нефти, в этом году будут производить ее больше, чем в РФ, или догонят нас. Следовательно, они перестанут потреблять нефть с мирового рынка. Европа сколько потребляла, столько и будет потреблять. Население там не растет, машины становятся экономичнее, значит, Европа даже будет снижать потребление нефти. Африка развивается и растет, предъявляет спрос на нефть. В Латинской Америке рождаемость растет, и она также предъявляет спрос. Но там есть свои месторождения. А вот Китай, который производит 16 млн. автомобилей в год, повлияет на формирование цены на нефть. Индия тоже движется вперед, развивает автомобилестроение. Там сейчас тоже предъявляют спрос на нефть.

Международный картель ОПЕК также не заинтересован в резком падении цены на нефть, и его участники публично заявляют, что при падении цены до 70 долларов произойдет ограничение объема поставок. Но у добывающих стран нет желания демпинговать – все участники рынка будут договариваться.

О КРИЗИСЕ И ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ

- Мечел планирует в 2013 году запустить на Челябинском металлургическом комбинате (ОАО «ЧМК») рельсобалочный стан по производству 100-метровых термоупрочненных рельсов для ОАО «РЖД». Объем производства стана составит 1,1 млн. тонн продукции в год, в том числе 500 тыс. тонн рельсов. В марте 2012 года ЧМК уже ввел в строй первую очередь универсального рельсобалочного стана – комплекс по производству рельсовой стали мощностью до 1 млн. тонн в год. Инвестиции составили 5,6 млрд. рублей. Общий объем инвестиций в стан составит 25 млрд. рублей. Рельсобалочный стан ЧМК – это прорыв в металлургической отрасли. Он первый в нашей стране будет производить уникальный продукт для железных дорог, иметь гарантированную загрузку, а в бюджет области будут поступать налоговые отчисления.

Магнитогорский металлургический комбинат (ОАО «ММК») постоянно вкладывает большие средства в обновление и переходит от чисто строительного к машиностроительному прокату. Это, прежде всего, стан «2000», стан холодной прокатки, где будет производиться автомобильный лист. Инвестиции в этот проект превысили 40 млрд. рублей. Металлургия не стоит на месте, она идет вперед и растет – это радует.

В мире считается, что металлургическая отрасль капиталоемкая, малодоходная. Очень часто мы видим, что металлургические компании попадают в тяжелые экономические ситуации. Наверное, и нашим металлургам пора понимать, что дальше рыночная конъюнктура для них будет тяжелой. Они будут зарабатывать небольшую рентабельность, экономить каждую копейку, должны автоматизировать и систематизировать процессы, находить внутренние резервы, потому что внешних резервов в виде высоких цен не будет.

О ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ

- Наиболее рентабельные промышленные предприятия относятся к сфере цветной металлургии. И область заинтересована в том, чтобы все проекты, разрабатываемые на территории региона в сфере цветной металлургии, были завершены. Сейчас один проект осуществляется в Варне – инвестиции в него составляют 22 млрд. рублей. Второй комплекс находится на стадии проработки в Сосновском районе – инвестиции в него превысят 50 млрд. рублей.

Эти проекты очень важны для области, потому что стоимость месторождений и конечной продажи огромна – они высокорентабельны, следовательно, большие доходы поступят в бюджет. Благодаря природным месторождениям рентабельность может доходить до 100%.

«Южуралзолото» разрабатывает и строит на бортах рудников два золотых месторождения. Одна фабрика в Еткульcком районе будет запущена в конце 2012, вторая, на карьере в Пластовском районе, – в 2013 году. Также идут работы по строительству горно-обогатительной фабрики для извлечения золота в Чебаркульcком районе.

О КРИЗИСЕ И МОДЕРНИЗАЦИИ

- Да, кризисные явления есть, они связаны с тем, что многие рынки, куда мы продавали свои товары, становятся меньше. Плюс падает цена на нефть, но по моим личным прогнозам, ее глубокого падения не произойдет. Я не говорю, что это будет такой взрывной кризис, как в 2008 году, но это будет тяжелое время, примерно как в 1995-97-х годах, когда экономика потихоньку шла вниз. Но тогда это была совершенно другая экономика, не модернизированная.

Надо отдать должное всей нашей промышленности и, прежде всего, металлургии, где проведена коренная модернизация производства. Те заводы, которые были в 1991 году, и те, которые есть сейчас, – абсолютно разные предприятия. Они конкурентоспособны.

О КРИЗИСЕ, БЛАГОУСТРОЙСТВЕ И ДОБРЫХ ДЕЛАХ

- Безусловно, 2012 год мы проживем в режиме строгой экономии. Тем не менее, территории получат деньги на «дорожную революцию». Она будет не такая масштабная, как в прошлом году, но не хуже, чем в 2010.

Несмотря на некоторые проблемы с финансированием, в малых городах необходимо завершить работу по благоустройству и уходу за территорией. Я отстаиваю принцип доведения малых городов до современного уровня. За границей мы видим уход за территорией, хорошее благоустройство. Мы должны принимать, как должное, наличие хороших дорог, отремонтированных фасадов, зеленые газоны. Собственная территория не должна быть безразлична людям. В этом отношении далеко вперед ушел Челябинск, достойно выглядят закрытые города: Трехгорный, Снежинск, Озерск. Наша задача – все города области довести до такого уровня.